Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — боевое искусство, отработанное на трупах павших самураев. Павел Зенцов

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — боевое искусство, отработанное на трупах павших самураев. Павел Зенцов.

Боевое искусство с труднопроизносимым названием Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — это один из любопытнейших стилей, берущих начало в додзе самурайских кланов. Настолько же эффектный, насколько и противоречивый, он заслуживает внимания как удивительное явление из далекого прошлого Японии.
Древние времена.
Прародителем этого искусства считается японский самурай XI века Минамото-но Ёсимицу. Точнее говоря, он создал прообраз под названием айки-дзюдзюцу, который позже перерос в интересующее нас дайто-рю айки-дзюдзюцу.
Уникальность подхода Ёсимицу заключалась в том, что он исследовал трупы побежденных, оставшиеся на полях сражений, на предмет анатомического строения человеческого тела. В своих исследованиях самурай не брезговал и телами казненных людей. Все это было нужно для изучения уязвимых точек тела, а также строения рук и ног, дабы потом применить свои знания в реальном бою.
Более романтичная легенда гласит, что Ёсимицу часами наблюдал за тем, как самка паука ловит и обездвиживает свою жертву. Эти изящные картины охоты натолкнули его на создание собственного боевого искусства.
Нужно понимать, что в те времена рукопашный бой не всегда преследовал те же цели, что в наши дни и подстраивался под специфические реалии средневековья. Противник по умолчанию носил оружие и доспехи, поэтому в айки-дзюдзюцу так мало ударов кулаком в корпус или голову, ведь они были защищены шлемом и нагрудным доспехом. Да и самому ударить оружием гораздо проще и эффективнее, чем махать голыми руками. Зато обилие бросков и заломов рук удачно дополняло арсенал самурая. То же касается ударов ногами — они здесь нужны только для добивания поверженного противника на земле.
Сама система стала известна как «дайто-рю» — по названию семейного особняка.

Минамото-но Ёсимицу.
Впервые на страницах документов мы видим упоминание айки-дзюдзюцу в книге одного из соратников клана Есимицу, Ямамото Кансукэ. В своем произведении «Хэйхо Огисё» автор много пишет о стратегии и тактике войны, а также уделяет внимание индивидуальной подготовке бойца.
В те времена знания боевых искусств часто были тайными и передавались только внутри одного клана, так происходило и с дайто-рю айки-дзюдзюцу. Эта традиция едва не стоила ему забвения: когда в 1582 году последний воин из самурайского рода совершил сэппуку после поражения в битве, знания едва не оказались утеряны. К счастью, немногим раньше они были предусмотрительно переданы другому клану — Айдзу.  
Именно через этих самураев знания передавались из поколения в поколение и попали к нашему следующему герою — Сокаку Такэде.

Почти наше время. Родившийся в 1859 году в клане Такэда, Сокаку органично впитал в себя мастерство отца и деда, бывших серьезными бойцами, владевшими айки-дзюдзюцу и другими боевыми искусствами. Получив суровую семейную закалку, Сокаку пустился в путешествовие по Японии, бросая вызовы известным мастерам боевых систем. При этом с мастерами меча он бился на мечах, с мастерами бросковой техники — боролся, и так далее.
Такеда Сокаку
В те времена не считалось зазорным покалечить противника в тренировочном поединке. Тем не менее, Сокаку остался жив и здоров, почти всегда выходя из боя победителем. Неудивительно, что этим он снискал себе большой почет, а вместе с ним толпу последователей и учеников из высшего сословия Японии. Кроме того, он тренировал представителей полиции и армии. Все это помогло ему получить неплохой доход и престиж.
Но конец XIX — начало XX века для Японии было временем, когда старые традиции и порядки сталкивались с новомодными западными веяниями и самому Сокаку было довольно сложно с ними ужиться. Уж очень он был консервативен, вспыльчив и воинственен. На примере этого мастера легко увидеть основные конфликты того времени: классовые и национальные, особенно, конфликты с европейцами.  
Например, одна из историй повествует о том, как мастер подрался с пятьюдесятью дорожными рабочими и убил нескольких из них. Стоит пояснить, что в те времена дорожные рабочие были откровенными отщепенцами, хулиганами и бандитами, и даже полиция списывала повреждения, полученные в конфликтах с ними, на естественные причины, чтобы не портить статистику. Нередко в их ряды вступали опустившиеся самураи, оставшиеся в мирное время без работы. В общем, опасная публика.

По одной версии Сокаку Такэда был атакован пятидесятью такими бандитами. Сначала он попытался решить все бескровно, кинув нескольких из них на землю. Однако противники вытащили мечи и палки с крючьями. Сокаку обнажил собственный меч и ранил еще нескольких, таким образом выйдя победителем и доказав, что его искусство — это умение легко переходить от безоружной схватки к вооруженной.
Правда, другая версия, описанная Донном Дрэгером, историком боевых искусств, в  своей книге «Современные будзюцу и будо», где он ссылается на записи в полицейских книгах, дает нам иную картину боя.
Согласно этому варианту, мастер ходил по улицам современного города со старинным мечом за поясом, и когда один из рабочих спросил, зачем он так делает — грубо тому ответил. После этого завязалась потасовка, и Сокаку, несмотря на все его искусство, повалили на землю и запинали, так что спасла его только полиция, разогнавшая толпу. Правда, на месте обнаружили двенадцать убитых и кучу раненых — меч Сокаку все таки успел применить, так что поражение не такое уж бесславное.
Вообще, то что мастер тренировал полицейских и высший свет, часто помогало ему избегать наказания за многие поступки. Так, например, однажды он послал своего сына вместо себя договариваться о проведении семинара для полицейских. На встрече оказался представитель будо, которому не понравилось, что какой-то выскочка будет тренировать его людей. Строптивец полез в драку, после чего сын Такэды, применив несколько болевых приемов, заставил того извиниться, а дело замяли.

Согласно другой истории, случившейся в 1910 году, Сокаку путешествовал в одной провинции, где людям не давал покоя некий разбойник. Хулиган настолько затерроризировал местных жителей, что по вечерам те просто боялись выходить на улицу. Однажды бандит исчез, а после был найден мертвым в грязи на рисовом поле, рядом с дорогой, по которой постоянно бродил Сокаку. Причем лежал преступник, будучи воткнутым головой в жижу. Неудивительно, что среди жителей начали расползаться слухи о мастере боевых искусств, который жестоко наказывает разбойников за злодеяния. Полиция не стала проводить расследование, видимо радуясь, что проблема была решена без их участия.
В 1904 году произошла история, которая помогла искусству Сокаку Такэды получить известность за пределами Японии. В поезде, на котором путешествовал мастер, оказался американский учитель Чарльз Пэрри, которому не понравилось, что в элитном вагоне едет гражданин, который одет неброско и выглядит нищим. Американец не придумал ничего лучше, чем пожаловаться проводнику и потребовать проверить у мастера билет. Билет оказался подлинным, но Сокаку вышел из себя оттого, что его приняли за бомжа. А когда он узнал, кто на него пожаловался — потребовал от обидчика извинений. В свою очередь американец, обладавший ростом 180 см (против полутораметрового Такэды), решил продолжить ссору, и попытался ударить мастера. И тут же поплатился.
После того, как кулак оказался в стальных руках японца, американец взвыл от боли, так как мастер нажал ему на болевую точку, после чего впечатал в стену вагона. Очнувшись, Пэрри извинился и попросил обучить его этому удивительному приему. Позже он рассказал о случившемся на родине, куда по его просьбе сэнсей отправил своего ученика, который три года обучал своему искусству президента Теодора Рузвельта и членов правительства.
Ученики, разбившие стиль на разные направления
Свои знания Сокаку передал сыну, Токимунэ Такэде, а после его смерти в 1993 году школа разделилась на несколько направлений: Токимунэ, Хиса, Хорикава, Роппокай, Сагава, которые функционируют до сих пор.

Современное Дайто-рю Айки-дзюдзюцу?
Сейчас это довольно жесткое традиционное боевое искусство, где люди тренируютсябросать  противника, бить его и ломать ему руки. Техники и преподавание сильно зависят от школы и направления, но основа — это максимальная жесткость и травматичность для соперника. Много внимания уделяется броскам, захватам, заломам, болевым и травмирующим приемам, чаще всего на кисть или локтевой сустав. Удары руками жесткие, но в основном нужны, чтобы войти на дистанцию броска или захвата. Удары ногами используются, как и в старину, чтобы добить противника на земле.
Проблема, как это часто бывает с такими стилями, в том, что из-за травматичности приемов,  у него нет и не может быть спаррингов на полной скорости. Про полноконтактные соревнования можно и вовсе не мечтать. И вот мы приходим к ситуации, когда ученики постигают искусство исключительно на несопротивляющемся противнике. В итоге все эти смертельные и жестоко травмирующие приемы не получают должной наработки.

Согласно моему личному опыту, в ситуации уличной драки автоматически срабатывают лишь те приемы, которые ты отрабатывал с товарищем, в условиях спарринга и стресса. А вот с теми приемами, которые набивались исключительно на груше или безответном напарнике, все всегда получается хуже — нет полноценного опыта.
Впрочем, на всякий случай, не ссорьтесь с представителями Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Вдруг они и вправду умеют делать все то, чему учил бешеный мастер Такэда.    https://disgustingmen.com/history/daito-ryu-aiki-jujutsu/
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • (без темы)

    ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНООГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ДВУХ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВОЙНА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО МОЗГА, С ПОЗИЦИЙ ВНУТРЕННИХ…

  • (без темы)

    СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС: КОМПЬЮТЕРНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО И ЕГО ПРИРОДА В УСЛОВИЯХ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ. לֹא, תִּגְנֹבוּ;…

  • Михаэль Дорфман. Евреи и не евреи

    ЕВРЕИ И НЕ ЕВРЕИ Михаэль ДОРФМАН Прекрасный американско-еврейский писатель, профессор-политолог Йельского и Колумбийского университетов Лео…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments