Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Давид Эйдельман. "А как вы, русские, пьете водку?"


Либерман и Дери. Photo by Yonatan Sindel/Flash90

"А как вы, русские, пьете водку?"
Давид Эйдельман.
«О сложных отношениях между «мизрахим» и русскоязычными можно и нужно написать отдельную статью» — написала недавно Надя Айзнер.
Нужно, конечно. Хотел бы такую статью прочитать. О том, почему они к нам относятся с такой «нежностью», а мы к ним?
Когда я хочу прочитать какую-либо статью на родном сайте, то я сажусь писать её.

Бухара.
Бухарская школа
Начну с собственных воспоминаний. 1994 год. Бухара. Одна из моих работ — в еврейской религиозной школе. Ученики — дети «бухарской махали» — еврейского квартала. Многие уже несколько лет сидят на чемоданах, пока родители решают куда им ехать (в Америку, в Германию, в Израиль?). И ехать ли им вообще… Поначалу я единственный ашкеназ среди учителей. Библиотекарша говорит: «Вам, русским евреям, легко. У вас фамилии такие, что от русских не отличишь. Вы не испытываете антисемитизма. А вот у нас по фамилиям можно понять, что мы евреи…». Понимаю, она считает, что фамилия «Эйдельман» — звучит абсолютно по-русски.
Из Израиля нам присылают учителей. Поскольку это Бухара, то едут ешиботники-шасники. Некоторые чуть понимают по-русски. Их диалоги со школьниками. Постоянные жалобы, что школьники над ними смеются. Один раз шасник объяснял, что на небе вода. Стопроцентно. Ведь недаром небо называется «шамаим — шам маим» — там вода. Его теория прозрачного стеклянного небосвода (иначе вода не удержится) всех особенно порадовала. Дети орут ему вслед на школьном дворе: «Да! Да! ДА! В жопе вода!».
Другой заявил мальчику, который пришел в школу забыв надеть головой убор (хоть какой-то), что еврей обязан носить кипу. Кипа отличает еврея от нееврея.
— А Папа римский тоже носит кипу — ответили ему ученики.
— А что, Папа римский ещё жив?! — ответил вопросом шасник.
Шасники пришли к директору жаловаться, что их дискриминируют. И провоцирует на все ашкеназ, который учит детей не тому, что надо. Меня оставили на работе только благодаря вмешательству учеников и их родителей.
Вещевой рынок в Нетании
1996 год. Вещевой рынок в Нетании. Полуподвальное помещение. Я только репатриировался. Из-за работы в бухарской еврейской школе могу объясниться на иврите. Работаю грузчиком. Это моя первая работа в Израиле. Хорошая работа. Один раз в неделю. За этот день зарабатываю 300 шекелей — по тем временам неплохие деньги. На следующий день, правда, болят все мышцы.
Продавцы, в основном, сефарды. Покупатели, чаще всего, русскоязычные репатрианты. Вещевой «шук» работает по воскресеньям. Мне 28 лет. Я обычно оттесняю и отбираю заказы у других грузчиков — молодого «эфиопа» и пожилого «грузина». За что мне они обещают поставить подножку на лестнице. Всех трех грузчиков зовут Давид.
Русскоязычные, приходящие на рынок, иногда называют его «арабским». Почему? Вдруг выяснил, что они считают всех продавцов арабами. Даже тех, кто в кипе. «А что арабу стоит кипу напялить?!».
Один из продавцов. В тоне явная ненависть. И зависть. Я не понял. С чего ему меня ненавидеть? Тем более завидовать человеку, который носит за ним его неподъемные коробки. Спросил. Он честно ответил: «Ты тут работаешь, поскольку несколько месяцев в стране. Потом ты отсюда уйдешь. А я тут буду работать пока смогу ходить».
Продавец белья Шимон. Предлагает угоститься «лафой». В тесто завернуто мясо с острыми приправами. Я глотаю этот взрывоопасный «хариф». И чувствую, как у меня по пищеводу идет огненная смесь. Поперхнулся. Из глаз слезы. «Как вы это кушаете?». В ответ: «А как вы, русские, пьете водку?!».
Полицейский с огромными усами. Комментирует создание нового правительства, где Щаранский получил пост министра промышленности и торговли. «А я в Израиле уже 45 лет», — говорит усач-полицейский. По его мнению, наверное, министерские посты должны даваться за выслугу лет. Дедовщина.

«Опасные связи»?
Задал вопрос на своей странице в Фейсбуке: о том, какие взаимные чувства вызывают друг у друга «русские» и «мизрахим», и почему? Многие ответы привожу в конце статьи.
Многие пишут о сексуальных связях и браках между представителями общин. И это действительно есть. Несмотря на то, что родители с двух сторон часто, особенно в первые годы, её не приветствовали.
Однажды… Пятидесятилетняя женщина. Иракская еврейка. С плачем обращается ко мне с вопросом: «Как выяснить какая «Наташа» еврейка, а какая нет?» Вообще-то «Наташу» её сына зовут «Орли», но раньше она была «Светой». Женщина плачет: «Боюсь, что внуки будут не евреями».
Пожилая марокканская еврейка из Ашдода чистосердечно признается журналисту Хаиму Явину, что терпеть не может «русских» женщин. Рассказывает, что Ашдод «основали марокканцы» (вообще-то фелистимляне за несколько тысяч лет до того). А потом приехали «руссиёт» и стали разбивать семьи.
Русскоязычная мама. Жалуется, что сын никак не может успокоиться и взяться за ум: «Он у меня голубоглазый блондин. Все «черножопые сковородки» за ним бегают. Когда это кончится».
Другая мамаша про дочь: «А у нее же все друзья черные. Чем они отличаются от арабов. Такие и наркотикам научат…».


Парень из русскоязычной семьи привел домой девушку из сирийской общины (четвертое поколение в Израиле). Сестра сказала: «Фреха» (вульгарно одетая сефардка). Мама возмутилась в присутствии девушки по-русски:
— Ну как нормального человека могут звать «Лигаль»?
Сын ответил на иврите: «Мама, извини.  Катерины Ивановны я для тебя не нашел».
Но браков между «русскими» и сефардами, несмотря на это, с каждый годом становится всё больше.
Так в чем причина напряжения?
На конференции, посвященной 25-летию Большой алии из бывшего Советского Союза, которая проходила в Академическом центре имени Рупина 17 июня 2015 года, много обсуждался вопрос о межсекторальном напряжении.
IMG_8578.JPG
Выступавшие социологи заметили, что чем выше поднялся репатриант по социальной лестнице, чем выше его заработок, чем престижнее работа, тем меньше он склонен отвечать положительно на вопрос о взаимной ненависти между «русскими» и шасовской публикой. Это объясняется не только тем, что ксенофобия — это удел бедных, как отмечалось в одной из последних статей. Он не только сам менее враждебно настроен, но и не ощущает ненависти, направленной на него.
Но ведь, по логике, ему должны завидовать больше? И значит… больше ненавидеть.
Тут вопрос в социальной конкуренции. Представьте себе, что общество в социально экономическом плане устроено как пирамида, разделенная на 10 частей. Для социальных страт, которые составляют эту пирамиду, естественно считать, что новоприбывшие должны пристраиваться снизу, поднимая своими усилиями всех остальных: тех кто были в нижней десятой части поднимать во второй десяток, второй — в третий, третий — в четвертый. Поначалу, когда все израильское общество с умилением глядело на человеческий поток, прибывающий из разрушающейся советской империи, так и было.
Но потом началась социальная конкуренция. И чем дальше, тем больше. Поднимаясь по пирамиде в социально-экономическом плане выше, «русские» не поднимали, а опускали в иерархии, не выдерживавшие конкуренции нижние десятины. И чем выше поднимались новоприбывшие, тем более сложные чувства испытывали социальные низы других еврейских общин.
Профессор университета в Тель-Авиве сказала мне: Раньше я шасников ненавидела. Теперь отношусь к ним спокойно. Меня больше раздражает старая ашкеназская элита — презрительная и зашоренная». Потом подумала и сама сделал вывод: «Раньше со мной конкурировали на уровне никайона, а теперь на уровне универа».
Мнение френдов. «Русские» и «мизрахим»
А теперь голоса из хора.
«Вопрос к гражданам Израиля: считаете ли вы, сограждане, что у нас есть некое особое напряжение между «русскими» и «мизрахим».
И если такое противостояние есть, то почему?
Почему электорат партии ШАС с такой «нежностью» относится к русскоязычным?
И почему «русская улица» платит пресловутым «марокканцам» взаимностью?» — спросил я на своей странице в Фейсбуке.

Вопрос к гражданам Израиля: считаете ли вы, сограждане, что у нас есть некое особое напряжение между "русскими" и "мизрахим".

И если такое противостояние есть, то почему?

Почему электорат партии ШАС с такой "нежностью" относится к русскоязычным?

Ещё
Вот некоторые ответы:
«Существует уже 30 лет, и никуда не денется».
«30? Народ, у вас с памятью все норм? Черные пантеры? Начало 70-х? Вила-Вольво? Делегация Битона-Шемеша к Горбачеву? Алё?!».
«Политики разыгрывают старые карты.
Одни стоят из себя борцов с дремучими клерикалами, а другие с проповедниками секуляризма».
«Противостояние существует только в газетных статьях и выходках политиков. Я лично никогда ничего подобного не видела»
«Почему одна группа не любит другую? Потому что мы люди и это нормальное человеческое поведение».
«Я думаю,что это было всегда,на протяжении всей истории. Мы чужие друг другу».
Фото: Flash90
«Не надо путать электорат ШАС и мизрахи.
С мизрахи , которые работают и служат в армии у «русской улицы» нет ни каких тёрок.
У моего сына много друзей мизрахи и они действительно друзья. Есть много смешенных пар и живут счастливо .
Паства ШАС это не национальная принадлежность, это бездумные зомби , которые против государства, бездельники и место им не в парламента , а на стройках и уборках мусора, на большее они не учились».
«Мизрахим считают, что русим 1) еще одна группа ашкеназов, которая получила блага за их счёт 2) не вполне евреи, если вообще. Дери знает, что и кому говорить. Другое дело, что для мизрахим отношение к русим — не главный фактор определения политического поведения».
«Это ненаучно, но и мы не на кафедре социологии: посмотри на фамилии тех, кто вставляет Махлуфу-его-дери под его постом о пенсионерах. Там, если не считать русимов, восточных фамилий примерно поровну с европейскими»
«Не считаю, ничего особенного нет… Шас 25 лет пиарится на теме, кроме шаса — никому это неинтересно. Никакого «противостояния» уж точно и рядом не стояло по накалу того, что между «старыми» ашкеназами и мизрахим»
«Я позавчера орал на темного товарища за то, что тот бросил окурок под ноги. Называл его хазером, от чего он офигел, и сильно обиделся. Напряжение скорее межкультурное, чем межэтническое».
«Ну, в начале девяностых было в воздухе что-то, что говорило — этим надо завидовать, а этих не любить. Но это уже давно прошло у всех, кроме сугубо упоротых».
«Должен еще заметить что упоротость русских часто сопровождается алкоголизмом, а упоротость сефардов религиозностью, поэтому ихних упоротых больше».
«Всегда было есть и будет.В интеллигентных слоях сильно скрытое.В спальных районах иногда очень показательное».
«Ну, мы реально отобрали у них кормушки ещё лет 30 назад. Мне об этом один дядька рассказывал, друз, что был вынужден пойти работать в полицию, так как приехало большое количество бухгалтеров, и он, окончив колледж, тупо не нашёл работы. Так и с «мизрахим» — мы же не сразу в хай-тек рванули, мы сперва их оттёрли. Ну а мы к ним — чурки и чурки, что с них взять»
«Но есть надежда. Вчера в нашей клинике мальчишка 8 лет спросил у отца » А кто такие ашкеназим и сфарадим?» На что отец ответил » Это те же евреи ,только молятся по-разному».Папа и сын Израильтяне, сабры».
«Я не считаю. Наверное потому что в кругах где я общаюсь его реально нет. Моя сестра замужем за «мизрахи», у моей дочери друг с корнями из разных мест в том числе и мизрахим. Но я знаю что в определённых кругах есть ещё стереотипы и проблемы».
«Реального напряжения нет. Есть другое: «восточные» в наибольшей степени (среди других групп религиозных евреев) имеют семейно-половые отношения с выходцами (вернее выходками) из экс-СССР. А когда любишь//хочешь, то испытываешь к объекту страсти особый интерес и особое внимание. Не среди электората литваков или хасидов, а именно среди электората ШАСа есть наибольший процент браков с уроженками СНГ. Отсюда и опасность и тревога родителей: кого впустить в свой дом — вот эту русоволосую Наташу, в которую влип наш Хаим?!»
«Все больше браков, когда, наоборот, он «русский» а она «мизрахи»»
«Вообще, это интересное явление, действительно вырастает целое поколение — русскомарокканских сабр….»https://relevantinfo.co.il/mizrahi/?fbclid=IwAR2iiEZsL5WRwpUz3lPu2eVkFCSUs3FjIteFL98W_xRhOtu2DJzf3M3iJ7Q
Tags: аналитика и публицистика, евреи и Израиль, искусство и культура, история, люди и этносы, современность и политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments