?

История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Получит ли Нетаниягу неприкосновенность и чего ожидать избирателю. (2 статьи)
2013.Апрель.
bolivar_s wrote in hist_etnol
Он бо-ит-ся.
Решение Нетаниягу анализует ведущий политический комментатор газеты "Едиот ахронот".
Нахум Барнеа.
Нетаниягу. Фото: AFPНетаниягу. Фото: AFP
Нельзя не заметить, что ситуация, в которой оказался Нетаниягу, трудна для него. Согласно закону, неприкосновенность - это право, о котором нужно попросить, но как это делается, он забыл. За 13 лет своего правления он привык требовать, а не просить. Дело 1000, одно из трех дел, по котором он обвиняется, включает в себя широкий спектр требований, все до одного - для личных целей. Нетаниягу не просил о подарках, он требовал их получения в четких списках.

Ему трудно, потому что он понимает: тот, кто просит об иммунитете от судебного преследования,  воспринимается в обществе как виновный. В правовом государстве невиновные люди борются за свое доброе имя, а преступники просят о неприкосновенности. Несколько таких преступников он знает лично: один из них был главой его канцелярии, другой - советником по связям с прессой, третий - гендиректором, которого он назначил в министерство связи. Их просьбы о неприкосновенности ничем не отличаются с моральной точки зрения от его просьбы об иммунитете.
Ему трудно, потому что он понимает: просящий для себя иммунитет от уголовных преследований воспринимается в обществе как трус. Герой, который противостоял президенту США, боится противостоять обвинителю в суде. Его избиратели, даже те, которые готовы смириться с приписываемыми ему правонарушениями, затруднятся объяснить самим себе его трусость. Не так должен вести себя Царь Израиля. Царь Израиля не бежит от трудностей: он сражается и побеждает.

На данном этапе, за два месяца до выборов, это может иметь драматические последствия на избирательных участках. Нетаниягу понял это и готовится. Накануне он представил своим сторонникам два разных ответа. Один из них был передан с помощью его людей: он сомневался и вообще не хотел просить иммунитет, спор продолжался часами, но в конце концов адвокаты убедили его это сделать из юридических соображений.
Второй довод озвучил сам Нетаниягу: он просит о неприкосновенности из-за "темных чиновников", действующих в казематах министерства юстиции, которые хотят его уничтожить. Они завидуют ему, они ненавидят его, они (понижая тон) - левые.

Оба эти довода неправдоподобны, однако между ними есть разница. Один из них - чушь, второй - игра по-крупному. Прокуратура сделала немало ошибок в последние годы, она страдала от тщеславия, высокомерия и бесчувственности, принимала поспешные или же небрежные решения. Но тот, кто обвиняет ее в политических интригах, сознательно лжет.
Нетаниягу вправе бороться с предъявленными ему обвинениями. Он также вправе просить для себя неприкосновенности. Но у него нет никакого права уничтожать остатки доверия, существующего у граждан страны по отношению к государственным институтам. Без доверия нет закона, нет государственных институтов, нет армии, нет страны. Если Нетаниягу хочет из-за своих личных проблем превратиться в анархиста, пусть идет на демонстрацию возле забора в Бильине.
Вопрос иммунитета от уголовного преследования займет, по всей видимости, центральную часть в предвыборной пропаганде. Мечты о правительстве национального единства умерли: Нетаниягу будет надеяться на создание правительства 61-го, правого правительства, правительства неприкосновенности. Ганц тем временем сделает все, чтобы составить блок, который сорвет планы главы правительства.

Неудача в попытках создания правительства в два прошлых раза должна была сблизить позиции двух крупнейших партий. На деле же произошло ровно обратное: обе партии находятся в ступоре из-за Нетаниягу. Кахоль-Лаван не может с ним, Ликуд не может без него. Даже если следующий кнессет предоставит Нетаниягу иммунитет, Ганц и его партия не присоединятся к его правительству, они сыты им по горло.

Нетаниягу мог бы немного поправить свое положение, если бы заявил вчера: я сейчас занят  очень важными делами. Все, чего я прошу, - это немного времени. Дайте мне неприкосновенность на год-два: после этого я уйду со всех постов и вручу свою судьбу суду.

Но он решил сказать ровно противоположное, как в притче о Йотаме (из Книги Судей):

"Попросили тогда деревья куст терновый
над ними царствовать.
Ответил им терновый куст:
"Если и вправду вы поставите меня
царем над собой,
то приходите, укройтесь под моей тенью.
А если не сделаете того,
то пламя выйдет из куста
и поглотит кедры ливанские!“

Автор - ведущий политический обозреватель газеты "Едиот ахронот"
Текст на иврите - здесь   https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5652993,00.html

Получит ли Нетаниягу неприкосновенность и чего ожидать избирателю.
Многие принципиальные вопросы, связанные с парламентским процессом, по-прежнему остаются без ответа.
Това Цимуки, Моран Азулай
Специальное заявление Биньямина Нетаниягу. Фото: Рафи КоцСпециальное заявление Биньямина Нетаниягу. Фото: Рафи Коц.
Буквально за несколько часов до истечения отведенного срока в среду, 1 января, премьер-министр Биньямин Нетаниягу подал спикеру кнессета официальный запрос о предоставлении парламентского иммунитета от уголовного преследования.
Таким образом судебные процедуры в отношении главы правительства временно приостановлены до решения кнессета. Каким образом работает парламентский механизм предоставления неприкосновенности и может ли кнессет предыдущего созыва обсуждать этот принципиальный вопрос, когда до новых выборов остается два месяца?

В ходатайстве, среди прочего, сказано: "Предъявленные обвинения рассматриваются как дискриминация премьер-министра и делают различие между ним и другими случаями. Обвинения не были составлены чистосердечно, и продолжение судебного разбирательства на данном этапе нанесет серьезный урон работе кнессета и избранных народом представителей".

Что подразумевает парламентский иммунитет
Существует два вида депутатской неприкосновенности. Один защищает от преследования по поводу действий, совершенных в рамках парламентской работы. Второй касается уголовной ответственности за преступления, совершенные не при исполнении парламентских обязанностей и даже до вступления на пост депутата.

Однако неприкосновенность от судебного преследования не предоставляется автоматически. Только после обсуждения парламентской комиссией по регламенту этот вопрос может быть решен в ходе голосования.
Архив. Заседание комиссии по регламенту. Фото: Моше МизрахиАрхив. Заседание комиссии по регламенту. Фото: Моше Мизрахи

В случае, если члены комиссии большинством голосов поддержат предоставление иммунитета, вопрос передается на рассмотрение пленарного заседания кнессета. И только по результатам голосования всех депутатов выносится окончательное решение.

Однако даже первый этап парламентского процесса не может начаться, поскольку комиссия по регламенту не сформирована. И пока она не начнет работу, дело не сдвинется с мертвой точки.

Распорядительная комиссия кнессета, созданная сразу же после выборов для решения процедурных вопросов деятельности парламента до формирования правительства, таких полномочий не имеет. А поставить вопрос о неприкосновенности на общее голосование депутатов невозможно без утверждения комиссии по регламенту.

Каковы шансы на создание комисии

Теоретически ее возможно созвать, если инициативу поддержит большинство парламентских фракций. В Кахоль-Лаван даже высказались в поддержку этого шага. Там рассчитывают, что депутаты кнессета XXII созыва, который был недавно распущен, маневр Нетаниягу не одобрят.
Авигдор Либерман. Фото: Ави МуалемАвигдор Либерман. Фото: Ави Муалем

Несмотря на то что ранее Авигдор Либерман заявлял, что также не намерен голосовать за формирование комиссии по регламенту и продвигать вопрос о предоставлении иммунитета премьер-министру, теперь лидер НДИ изменил свою позицию.
Либерман заявил 1 января после телевизионного выступления премьер-министра, что намерен поддержать создание комиссии кнессета по регламенту (ועדת הכנסת) для рассмотрения вопроса о парламентском иммунитете главы правительства.

Он также отметил, что депутаты от НДИ будут голосовать против предоставления Нетаниягу неприкосновенности. "Сейчас совершенно очевидно, что Нетаниягу интересует лишь одно - неприкосновенность перед лицом уголовных обвинений. Израиль стал заложником личных проблем премьер-министра. Все, чего он хочет, это создать коалицию для получения иммунитета. Мы проголосуем против", - добавил Либерман.

Как ситуация в кнессете влияет на судебный процесс по делам Нетаниягу
До тех пор, пока комиссия по регламенту на сформирована, не провела обсуждение и не проголосовала по вопросу неприкосновенности, премьер-министра Нетаниягу нельзя привлечь к суду.

После подачи официального запроса на имя спикера кнессета весь механизм судебного разбирательства в отношении Биньямина Нетаниягу остановлен.
Премьер-министр Нетаниягу. Фото: Гиль ЙохананПремьер-министр Нетаниягу. Фото: Гиль Йоханан

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу сделал 1 января специальное заявление по вопросу парламентской неприкосновенности от уголовного преследования. Глава правительства перечислил достижения правительств, которыми он руководил, и пояснил, что попросит предоставить ему иммунитет для того, чтобы иметь возможность "вести страну к новым свершениям".

"Закон о неприкосновенности должен защищать народных избранников от сфабрикованных уголовных дел и обеспечить им беспрепятственную работу, для которой они и были избраны", - подчеркнул премьер.
БАГАЦ отложил решение по делу о полномочиях Нетаниягу
Заседание БАГАЦа 31 декабря. Фото: Алекс КоломойскийЗаседание БАГАЦа 31 декабря. Фото: Алекс Коломойский.
Высший суд справедливости (БАГАЦ) 31 декабря завершил рассмотрение ходатайства о лишении Нетаниягу полномочий на формирование нового правительства в связи с предъявлением премьеру обвинительных заключений. Решение по делу отложено.

Напомним, что ходатайство было подано в БАГАЦ от имени 67 граждан, считающих, что депутат кнессета, обвиненный в серьезных преступлениях, не имеет ни юридического, ни морального права формировать правительство.
Юридический советник Мандельблит. Фото: EPAЮридический советник Мандельблит. Фото: EPA

Юридический советник правительства Авихай Мандельблит потребовал, чтобы БАГАЦ обсудил этот вопрос в более ограниченном ключе: может ли Верховный суд вообще заниматься этим вопросом в данный период. Тем временем глава правительства продолжает заявлять, что "только народ может решить, кто должен руководить государством".

История закона о депутатской неприкосновенности
25 июля 2015 года кнессет утвердил ряд существенных поправок к Закону о депутатской неприкосновенности. Необходимость изменения закона возникла в связи с острой общественной и юридической критикой процедуры получения иммунитета, которая существовала с 1951 года.

Поправки были утверждены голосами 36 депутатов - при 5 против и 2 воздержавшихся.

Первая поправка касалось того, что на пленарном заседании кнессета голосование должно проходить по вопросу об утверждении неприкосновенности,

а не о ее снятии. Другими словами, юридический советник избавлен от необходимости обращаться в комиссию кнессета с тем, чтобы с депутата сняли иммунитет. Напротив, после предъявления обвинительного заключения у народного избранника есть 30 дней, в течение которых у него имеется возможность подать прошение, чтобы после этого срока он автоматически не лишился неприкосновенности.

История депутатского иммунитета: из тюрьмы в кнессет, из кнессета в тюрьму

Соответственно, вторая поправка касалась процедуры рассмотрения ходатайство депутата об иммунитете (точнее, чтобы его не лишали иммунитета).

Ряд поправок касался обстоятельств, с учетом которых прошение о неприкосновенности может быть удовлетворено. Это довольно длинный и подробный список деталей, которые депутаты должны принять во внимание при вынесении решения об иммунитете. Например, необходимо брать в расчет, где, как и когда были совершены преступления, которые инкриминируются народному избраннику, связаны ли они с его парламентской деятельностью или работой в правительстве.

При рассмотрении прошения необходимо учитывать, нанесет ли приостановление судебного преследования ущерб интересам общества или, напротив, лишение неприкосновенности приведет к осложнению работы кнессета и/или правительства.

Наконец, имеет значение тяжесть предъявленных обвинений.    https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5652979,00.html