Решение Нетаниягу анализует ведущий политический комментатор газеты "Едиот ахронот".
Нахум Барнеа.

Нельзя не заметить, что ситуация, в которой оказался Нетаниягу, трудна для него. Согласно закону, неприкосновенность - это право, о котором нужно попросить, но как это делается, он забыл. За 13 лет своего правления он привык требовать, а не просить. Дело 1000, одно из трех дел, по котором он обвиняется, включает в себя широкий спектр требований, все до одного - для личных целей. Нетаниягу не просил о подарках, он требовал их получения в четких списках.
Ему трудно, потому что он понимает: тот, кто просит об иммунитете от судебного преследования, воспринимается в обществе как виновный. В правовом государстве невиновные люди борются за свое доброе имя, а преступники просят о неприкосновенности. Несколько таких преступников он знает лично: один из них был главой его канцелярии, другой - советником по связям с прессой, третий - гендиректором, которого он назначил в министерство связи. Их просьбы о неприкосновенности ничем не отличаются с моральной точки зрения от его просьбы об иммунитете.
Ему трудно, потому что он понимает: просящий для себя иммунитет от уголовных преследований воспринимается в обществе как трус. Герой, который противостоял президенту США, боится противостоять обвинителю в суде. Его избиратели, даже те, которые готовы смириться с приписываемыми ему правонарушениями, затруднятся объяснить самим себе его трусость. Не так должен вести себя Царь Израиля. Царь Израиля не бежит от трудностей: он сражается и побеждает.
На данном этапе, за два месяца до выборов, это может иметь драматические последствия на избирательных участках. Нетаниягу понял это и готовится. Накануне он представил своим сторонникам два разных ответа. Один из них был передан с помощью его людей: он сомневался и вообще не хотел просить иммунитет, спор продолжался часами, но в конце концов адвокаты убедили его это сделать из юридических соображений.
Второй довод озвучил сам Нетаниягу: он просит о неприкосновенности из-за "темных чиновников", действующих в казематах министерства юстиции, которые хотят его уничтожить. Они завидуют ему, они ненавидят его, они (понижая тон) - левые.
Оба эти довода неправдоподобны, однако между ними есть разница. Один из них - чушь, второй - игра по-крупному. Прокуратура сделала немало ошибок в последние годы, она страдала от тщеславия, высокомерия и бесчувственности, принимала поспешные или же небрежные решения. Но тот, кто обвиняет ее в политических интригах, сознательно лжет.
Нетаниягу вправе бороться с предъявленными ему обвинениями. Он также вправе просить для себя неприкосновенности. Но у него нет никакого права уничтожать остатки доверия, существующего у граждан страны по отношению к государственным институтам. Без доверия нет закона, нет государственных институтов, нет армии, нет страны. Если Нетаниягу хочет из-за своих личных проблем превратиться в анархиста, пусть идет на демонстрацию возле забора в Бильине.
Вопрос иммунитета от уголовного преследования займет, по всей видимости, центральную часть в предвыборной пропаганде. Мечты о правительстве национального единства умерли: Нетаниягу будет надеяться на создание правительства 61-го, правого правительства, правительства неприкосновенности. Ганц тем временем сделает все, чтобы составить блок, который сорвет планы главы правительства.
Неудача в попытках создания правительства в два прошлых раза должна была сблизить позиции двух крупнейших партий. На деле же произошло ровно обратное: обе партии находятся в ступоре из-за Нетаниягу. Кахоль-Лаван не может с ним, Ликуд не может без него. Даже если следующий кнессет предоставит Нетаниягу иммунитет, Ганц и его партия не присоединятся к его правительству, они сыты им по горло.
Нетаниягу мог бы немного поправить свое положение, если бы заявил вчера: я сейчас занят очень важными делами. Все, чего я прошу, - это немного времени. Дайте мне неприкосновенность на год-два: после этого я уйду со всех постов и вручу свою судьбу суду.
Но он решил сказать ровно противоположное, как в притче о Йотаме (из Книги Судей):
"Попросили тогда деревья куст терновый
над ними царствовать.
Ответил им терновый куст:
"Если и вправду вы поставите меня
царем над собой,
то приходите, укройтесь под моей тенью.
А если не сделаете того,
то пламя выйдет из куста
и поглотит кедры ливанские!“
Автор - ведущий политический обозреватель газеты "Едиот ахронот"
Текст на иврите - здесь https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5652993,00.html
Получит ли Нетаниягу неприкосновенность и чего ожидать избирателю.
Многие принципиальные вопросы, связанные с парламентским процессом, по-прежнему остаются без ответа.
Това Цимуки, Моран Азулай

Буквально за несколько часов до истечения отведенного срока в среду, 1 января, премьер-министр Биньямин Нетаниягу подал спикеру кнессета официальный запрос о предоставлении парламентского иммунитета от уголовного преследования.
Таким образом судебные процедуры в отношении главы правительства временно приостановлены до решения кнессета. Каким образом работает парламентский механизм предоставления неприкосновенности и может ли кнессет предыдущего созыва обсуждать этот принципиальный вопрос, когда до новых выборов остается два месяца?
В ходатайстве, среди прочего, сказано: "Предъявленные обвинения рассматриваются как дискриминация премьер-министра и делают различие между ним и другими случаями. Обвинения не были составлены чистосердечно, и продолжение судебного разбирательства на данном этапе нанесет серьезный урон работе кнессета и избранных народом представителей".
Что подразумевает парламентский иммунитет
Существует два вида депутатской неприкосновенности. Один защищает от преследования по поводу действий, совершенных в рамках парламентской работы. Второй касается уголовной ответственности за преступления, совершенные не при исполнении парламентских обязанностей и даже до вступления на пост депутата.
Однако неприкосновенность от судебного преследования не предоставляется автоматически. Только после обсуждения парламентской комиссией по регламенту этот вопрос может быть решен в ходе голосования.

В случае, если члены комиссии большинством голосов поддержат предоставление иммунитета, вопрос передается на рассмотрение пленарного заседания кнессета. И только по результатам голосования всех депутатов выносится окончательное решение.
Однако даже первый этап парламентского процесса не может начаться, поскольку комиссия по регламенту не сформирована. И пока она не начнет работу, дело не сдвинется с мертвой точки.
Распорядительная комиссия кнессета, созданная сразу же после выборов для решения процедурных вопросов деятельности парламента до формирования правительства, таких полномочий не имеет. А поставить вопрос о неприкосновенности на общее голосование депутатов невозможно без утверждения комиссии по регламенту.
Каковы шансы на создание комисии
Теоретически ее возможно созвать, если инициативу поддержит большинство парламентских фракций. В Кахоль-Лаван даже высказались в поддержку этого шага. Там рассчитывают, что депутаты кнессета XXII созыва, который был недавно распущен, маневр Нетаниягу не одобрят.

Несмотря на то что ранее Авигдор Либерман заявлял, что также не намерен голосовать за формирование комиссии по регламенту и продвигать вопрос о предоставлении иммунитета премьер-министру, теперь лидер НДИ изменил свою позицию.
Либерман заявил 1 января после телевизионного выступления премьер-министра, что намерен поддержать создание комиссии кнессета по регламенту (ועדת הכנסת) для рассмотрения вопроса о парламентском иммунитете главы правительства.
Он также отметил, что депутаты от НДИ будут голосовать против предоставления Нетаниягу неприкосновенности. "Сейчас совершенно очевидно, что Нетаниягу интересует лишь одно - неприкосновенность перед лицом уголовных обвинений. Израиль стал заложником личных проблем премьер-министра. Все, чего он хочет, это создать коалицию для получения иммунитета. Мы проголосуем против", - добавил Либерман.
Как ситуация в кнессете влияет на судебный процесс по делам Нетаниягу
До тех пор, пока комиссия по регламенту на сформирована, не провела обсуждение и не проголосовала по вопросу неприкосновенности, премьер-министра Нетаниягу нельзя привлечь к суду.
После подачи официального запроса на имя спикера кнессета весь механизм судебного разбирательства в отношении Биньямина Нетаниягу остановлен.

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу сделал 1 января специальное заявление по вопросу парламентской неприкосновенности от уголовного преследования. Глава правительства перечислил достижения правительств, которыми он руководил, и пояснил, что попросит предоставить ему иммунитет для того, чтобы иметь возможность "вести страну к новым свершениям".
"Закон о неприкосновенности должен защищать народных избранников от сфабрикованных уголовных дел и обеспечить им беспрепятственную работу, для которой они и были избраны", - подчеркнул премьер.


Высший суд справедливости (БАГАЦ) 31 декабря завершил рассмотрение ходатайства о лишении Нетаниягу полномочий на формирование нового правительства в связи с предъявлением премьеру обвинительных заключений. Решение по делу отложено.
Напомним, что ходатайство было подано в БАГАЦ от имени 67 граждан, считающих, что депутат кнессета, обвиненный в серьезных преступлениях, не имеет ни юридического, ни морального права формировать правительство.

Юридический советник правительства Авихай Мандельблит потребовал, чтобы БАГАЦ обсудил этот вопрос в более ограниченном ключе: может ли Верховный суд вообще заниматься этим вопросом в данный период. Тем временем глава правительства продолжает заявлять, что "только народ может решить, кто должен руководить государством".
История закона о депутатской неприкосновенности
25 июля 2015 года кнессет утвердил ряд существенных поправок к Закону о депутатской неприкосновенности. Необходимость изменения закона возникла в связи с острой общественной и юридической критикой процедуры получения иммунитета, которая существовала с 1951 года.
Поправки были утверждены голосами 36 депутатов - при 5 против и 2 воздержавшихся.
Первая поправка касалось того, что на пленарном заседании кнессета голосование должно проходить по вопросу об утверждении неприкосновенности,
а не о ее снятии. Другими словами, юридический советник избавлен от необходимости обращаться в комиссию кнессета с тем, чтобы с депутата сняли иммунитет. Напротив, после предъявления обвинительного заключения у народного избранника есть 30 дней, в течение которых у него имеется возможность подать прошение, чтобы после этого срока он автоматически не лишился неприкосновенности.

Соответственно, вторая поправка касалась процедуры рассмотрения ходатайство депутата об иммунитете (точнее, чтобы его не лишали иммунитета).
Ряд поправок касался обстоятельств, с учетом которых прошение о неприкосновенности может быть удовлетворено. Это довольно длинный и подробный список деталей, которые депутаты должны принять во внимание при вынесении решения об иммунитете. Например, необходимо брать в расчет, где, как и когда были совершены преступления, которые инкриминируются народному избраннику, связаны ли они с его парламентской деятельностью или работой в правительстве.
При рассмотрении прошения необходимо учитывать, нанесет ли приостановление судебного преследования ущерб интересам общества или, напротив, лишение неприкосновенности приведет к осложнению работы кнессета и/или правительства.
Наконец, имеет значение тяжесть предъявленных обвинений. https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5652979,00.html