Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Мнение: как исправить Закон о возвращении, чтобы он никому не мешал

Мнение: как исправить Закон о возвращении, чтобы он никому не мешал.
Скандальное заявление главного раввина о "гоях и коммунистах, заполонивших Израиль", вызвало скандал. А между тем раздор между светскими и религиозными израильтянами начался не вчера. И решение этой проблемы - не там, где его ищут.
Доктор Рам Фруман.
Фото: shutterstockФото: shutterstock.
Заявление главного сефардского раввина Израиля Ицхака Йосефа о "гоях и коммунистах из бывшего СССР, наводнивших Израиль" возмутило меня до глубины души. Первое, что подумалось: государственный служащий, который ляпнул такое – должен быть уволен. Второе: а зачем он вообще нужен, этот главный раввинат, не лучше ли упразднить его? Но потом я глубоко вздохнул, взял себя в руки - и понял: ни то, ни другое ничего не даст. Все гораздо серьезнее.


Репатрианты-"гои", которые так досаждают главному раввину, прибывают в Израиль по Закону о возвращении, принятому в 1950 году. В этом законе есть параграф, разрешающий репатриироваться не только самим евреям и их детям, но и внукам. В те годы Израиль позиционировал себя как убежище для всех, кому угрожает антисемитизм. Поэтому никто не возражал, что определение еврея в этом законе отличается от галахического.

Но и сам этот закон в свое время стал компромиссом между религиозными евреями и теми, кто мечтал превратить галутных евреев в израильтян. Инспекторы кашрута, свадьбы и развод только через раввинат, похороны по религиозному обряду - все это стало компромиссом в результате тогдашней политики Бен-Гуриона.

Но компромиссная редакция Закона о возвращении породила две проблемы.

Две проблемы Закона о возвращении
Первая проблема - в том, что законом пользуются все кому не лень.

В том числе те, кто по Закону о возвращении является евреем, но при этом душой никак не связан с еврейством и не собирается жить в Израиле. Эти люди приезжают, получают гражданство и уезжают.

Решить эту проблему просто - ввести условием получения гражданства некий срок проживания (скажем, 5 лет) и экзамен на элементарное знание иврита.

Вторая проблема куда серьезнее. Те, кто приехал по Закону о возвращении и остался в Израиле, оказываются в абсурдной ситуации. Будучи светскими людьми, они то и дело вынуждены подчиняться диктату религиозных организаций. Это если они евреи по Галахе.

Если же они евреи по Закону о возвращении, но не по Галахе, они становятся людьми второго сорта и подвергаются дискриминации.

Некоторые предлагают решить эту проблему, сделав доступнее гиюр. Но это не решение! Дискриминации в демократическом государстве не должно быть вне зависимости от того, кто прошел гиюр, а кто нет.

Решение может быть вот каким.

Следует сделать раввинат и ритуальную организацию "Хевра Кадиша" сугубо добровольческими. Тогда тот, кто хочет жить по религиозным законам, будет так жить. Кто не хочет – не будет.

И тогда все люди будут в равной степени чувствовать себя гражданами еврейского государства: и религиозные, и светские, и старожилы, и новые репатрианты. Даже те, кого раввин Ицхак Йосеф посмел назвать "гоями".

Автор - лидер движения за права светских граждан "Ха-Дерех ха-хилониит", один из создателей светского лобби в кнессете

Подробности на иврите читайте здесь

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
Журналист Ynet: "Я родилась в Молдавии и не собираюсь извиняться за это" https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5656447,00.html
Tags: аналитика и публицистика, евреи и Израиль, современность и политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments