
Несколько дней назад, перед наступлением субботы, в фейсбучном сообществе активистов партии Ликуд «Выборы в Кнессет» появился очень любопытный текст известной журналистки Софи Рон Мория.
Она пишет: «С большим интересом читаю посты в группе в последние дни. Когнитивный диссонанс. Пожалуй, в первый раз так четко и так явно выявилась разница между официальной позицией Ликуда и позицией значительной части русскоязычных агитаторов этой партии и ее активных русскоязычных сторонников.
С одной стороны, они ведь поддерживают Нетаниягу, причем — очень эмоционально.
С другой — автоматически и безоговорочно поддерживают ЛЮБУЮ заявленную позицию ультраортодоксальных партий, а также — более радикальных раввинов, в случаях, когда в религиозной среде возникают разногласия.
А тут — Нетаниягу осудил высказывание главного сефардского раввина. И, соответственно, официальный Ликуд — тоже.
И вот появляются вымученные посты официальных русскоязычных функционеров партии, эдакое отчаянное подмигивание «ребята, ну вы же понимаете, что мы — на стороне рава Ицхака Йосефа, но не можем же этого сказать вслух, потому что это на руку Либерману».
А добровольные агитаторы – тем можно. И они пишут «от сердца».
А ведь Нетаниягу-то по взглядам — правый либерал. Их позицию отнюдь не разделяющий.
Любопытное это явление — нынешние русскоязычные агитаторы Ликуда, которые за Либерманом упорно не хотят видеть израильского леса.
И в сентябре их кампания уже сыграла на руку НДИ».
Прошу прощение за длинную цитату, но я, во-первых, хотел бы избежать обвинений в «вырывании из контекста», а, во-вторых, лучше я все-равно не сформулирую. Это очень точная констатация ситуации, в которой сегодня находится русскоязычный Ликуд.
Русскоязычный Ликуд, по определению журналистки, говорящий двумя голосами «вымученным официальным и своим, настоящим», фактически выстраивает себя в качестве контроверсальной антитезы позиции НДИ, просто утверждая противоположное тому, что говорит Либерман, занимает заранее ущербную, проигрышную позицию, загоняя себя в ловушку.
Противореча Либерману именно в вопросе взаимоотношения религии и государства, русскоязычные ликудники ему помогают. Ровно так же, как они помогали ему на сентябрьских выборах.
После сентябрьских выборов многие заметили, разглядывая таблицы голосования по городам, что во всех местах, где были мощные штабы Ликуда, на которые, как утверждалось, были выделены огромные бюджеты (по слухам: дошедшие до этих штабов почему-то в очень урезанном виде), произошел колоссальный прирост, а иногда и удвоение голосов отданных за НДИ. Так было в Ришон-ле-Ционе, Петах-Тикве, Хайфе, Ашкелоне и так далее.
Тогда Давид Эйдельман вместе с журналистом Александром Гур-Арье записал беседу об этом на канале ИтонТВ. Желающим разобраться в теме — советую посмотреть.
Какая стратегия Ликуда была наиболее опасной для Либермана? Как ни странно, но наиболее опасной была позиция Ликуда перед апрельскими выборами, когда Либерман считался ещё партией-союзником, партнером для будущей коалиции. Тогда Ликуд вовсю заявлял, что Нетаниягу решил прекратить агитационную работу на «русской улице», чтобы позволить НДИ преодолеть электоральный барьер»
Именно это жалостливо-презрительное отношение действительно отнимало мандаты у НДИ в пользу Ликуда, тем более что агитационная работа (баннеры, плакаты, ролики, встречи) не прекращалась ни на один день. Такая партия как НДИ растет только когда её поливают. Только нападки других партий увеличивают её электоральную силу.
В принципе, это неудивительно. Избиратель, который голосует за нишевые секторальные партии, понимает, что он голосует за свою долю бюджетного пирога. Которую никто добровольно отдавать не собирается. Мы живём в маленькой стране с ограниченными ресурсами. Поэтому партия, которая претендует на корректировку бюджета, всегда должна подвергаться нападкам. Если на неё никто не нападает, то это означает, что чужим частям бюджетного пирога ничего не угрожает. Значит, плохо стараетесь.
Понятно, что идеальная для НДИ ситуация была в момент, когда Биньямин Нетаниягу объявил против неё свой личный «крестовый поход». Когда вместе с Нетаниягу на НДИ набросился ШАС и другие религиозные партии. Не хватало только нападок со стороны «Кахоль-Лаван», но Ганц, по совету пиар-консультантов, просто скопировал у НДИ несколько пунктов предвыборной программы, тем отобрав часть мандатов. Сегодня Нетаниягу, наученный горьким опытом, вряд ли выделит большие средства на кампанию против НДИ. И вообще на раскрутку Ликуда на «русской улице». Правда, скорее всего, небольшой кампейн Ликуда для русскоязычных всё равно будет стоить в несколько раз больше денег, чем предполагаемый большой кампейн «Кахоль-Лаван». Особенно, учитывая количество людей, устроенных на зарплаты в русскоязычном штабе Ликуда.
Что же происходит с русскоязычными активистами партии власти? С гораздо меньшими ресурсами, но с ещё большим остервенением, они прыгают на те же грабли, усиливая Либермана под видом борьбы с ним.
Илья Розенфельд. http://xprt.co.il/journalism/5933