
Жемчужина для российской короны.
Иголкин Иван.
Проект завоевания Индии императором Павлом I совместно с Наполеоном воспринимается рядом историков как нереальный и труднодостижимый, лишь подтверждающий сумасбродство и душевную болезнь российского монарха. Вообще-то идея данного предприятия изначально принадлежала первому консулу. И современникам, особенно англичанам, не казалась такой уж фантастической.
План совместной экспедиции русских и французских войск в Индию был обязан своим появлением на свет кардинальным изменениям, произошедшим на международной арене в 1800–1801 годах, а именно: усилением противоречий с Австрией и Англией – с одной стороны и государственным переворотом 18 брюмера вкупе с успехами наполеоновских войск в Северной Италии и Германии – с другой.
К началу нового века отношения между союзниками по второй антифранцузской коалиции – Россией, Англией и Австрией ухудшились. Причиной стало резкое размежевание взглядов ее членов на конечные цели альянса. Так, итогом похода нашей армии под командованием Суворова в Северную Италию стало упрочение там австрийских позиций после изгнания французов. Однако установлению полного господства мешали русские войска. И Павла I убедили отправить их в Швейцарию. Австрийцы, заручившись поддержкой англичан, мотивировали это соображениями стратегического характера. Параллельно с этим Вена вывела оттуда своих солдат, что предопределило поражение находившегося у Цюриха русского корпуса генерала Римского-Корсакова.
После этого планируемый поход союзных войск через Швейцарию во Францию оказался бессмысленным, и Суворову с остатками армии пришлось с тяжелыми боями отступать через Альпы.
Мальтийский крест русского императораОбострение отношений с другим союзником – Англией было связано с неудачно завершившейся совместной экспедицией в Голландию. Решающее значение имели также противоречия с Лондоном в вопросах торгового судоходства и прав флотов стран, соблюдавших нейтралитет. Дело в том, что стремление англичан установить тотальную морскую блокаду французского побережья наносило существенный экономический урон нейтральным странам, торгующим с обеими противоборствующими сторонами. Захват англичанами Мальты 25 августа 1800 года и установление там их господства вызвали гнев Павла I, так как по двусторонним договоренностям данный остров должен был быть возвращен покровительствуемому императором Мальтийскому ордену.
“Россия и Франция решили соединить свои силы, чтобы освободить Индию от варварского ига англичан”Недружественные действия Лондона привели к разрыву дипломатических отношений (английский посол был объявлен персоной нон грата, его российскому vis-a-vis было приказано немедленно покинуть страну), установлению ограничительных мер для английской торговли в Российской империи и подготовке к военным действиям.
Последнее обстоятельство привело Павла I к необходимости поиска нового союзника. Им стал первый консул Франции. Интерес российского императора к союзу с ним усилился после государственного переворота 18 брюмера, сделавшего Наполеона фактически единоличным главой государства. После победы над австрийцами в сражении при Маренго в июне 1800-го он вернул контроль над Италией, частью Германии и принудил Вену к заключению мира. В ответ на эти внутри- и внешнеполитические перемены во Франции Павел I заявил: «Теперь же в этой стране в скором времени водворится король если не по имени, то по крайней мере по существу».
В то же время и перед Наполеоном встала необходимость поиска союзника для противоборства с Англией. Он был первым, кто осознал значение России для укрепления положения Франции, так как союз с Петербургом поднимал престиж республики в Европе, увеличивал политический вес и усиливал позиции.
Первый консул понимал, что не имея мощного военно-морского флота, Франция могла сокрушить Великобританию, лишь захватив Индию – самое важное колониальное владение Лондона, потеря которого привела бы к изменению расклада политических сил. Наполеон предложил Павлу I осуществить эту идею и выслал ему весьма детализированную программу совместных действий. Цель экспедиции заключалась в изгнании англичан из Индостана, освобождении страны от британской власти и установлении торговых контактов.
В соответствии с этим планом 70-тысячный корпус (половина французов, половина русских, из них 10 тысяч казаков) под командованием генерала Андре Массена должен был за 120–130 дней (май – сентябрь 1801 года) достичь берегов Инда. Планировалось, что французские части соберутся на Дунае, русский флот перебросит их в Таганрог, оттуда по Дону они прибудут к Царицыну. Затем по Волге дойдут до Астрахани, где к ним присоединятся русские войска.
Далее объединенный экспедиционный корпус через Каспийское море направится в Астрабад, где будет размещен объединенный штаб и устроены военные и провиантские магазины. Оттуда союзная армия двинется в поход, пройдет Герат, Ферах, Кандагар и достигнет правого берега Инда. Первый консул отводил на этот отрезок пути четыре месяца. В соответствии с его планом французская армия шествовала налегке. Это означало, что основную нагрузку по обеспечению союзников все необходимым, начиная от лагерных принадлежностей, лошадей, артиллерии и заканчивая провиантом, брала на себя Россия.
Наполеон – пропагандист и маркетологОсобое внимание Наполеон уделял пропагандистской работе в походе. Так, специальных представителей союзных правительств отправят ко всем ханам и мелким властителям стран, через которые армия будет следовать для сообщения им, «что армия двух народов, во всей вселенной могущественнейших, должна пройти через их владения, шествуя в Индию; что единственная цель похода – изгнать англичан, поработивших эти прекрасные страны; что ужасное состояние угнетения, злосчастия и рабства, в котором ныне стенают народы этих стран, внушило Франции и России живейшее к ним участие; что вследствие этого оба правительства решили соединить свои силы, чтобы освободить Индию от тиранического и варварского ига англичан; что князья и народы всех стран, через которые пройдет союзная армия, не должны нисколько ее опасаться; напротив, им предлагают, чтобы они способствовали успеху этого полезного и славного предприятия; что союзная армия не будет взимать контрибуцию, будет все закупать по обоюдному соглашению и платить чистыми деньгами за все предметы, для существования ее необходимые, что в этом случае будет поддерживать ее строжайшая дисциплина, что вероисповедание, законы, обычаи, нравы, собственность, женщины будут повсюду уважены, пощажены и проч., и проч.».
“Тревога почти всеобщая – император приказал трем русским фрегатам выйти с Камчатки и перекрыть торговлю с Китаем”Одновременно Наполеон, по опыту Египетской кампании, предлагал, чтобы при армии находились искусные инженеры, в обязанности которых входило составление топографических карт с нанесением на них мест для привалов, рек, через которые придется переправляться, труднопроходимых участков, городов и т. п. Не забыл и о подкупе властителей территорий, через которые будет проходить союзная армия. С этой целью он включил в план выдачу французским правительством «оружия версальских фабрик: ружья, карабины, пистолеты, сабли и проч.; ваз и прочих фарфоровых изделий Севрской мануфактуры, карманных и стенных часов искуснейших парижских мастеров, прекрасных зеркал; превосходных французских сукон разных цветов: багряного, алого, зеленого и синего – цветов, любимых азиатами, особенно персиянами; бархата, золотой и серебряной парчи; галунов и шелковых лионских материй, Гобеленовских обоев и проч. Все эти предметы дадут высокое понятие о щедрости, промышленности и могуществе народа французского, а впоследствии будут важной отраслью торговли». Как видим, проект экспедиции французской стороной был проработан весьма детально.
В случае достижения Индии объединенная армия должна была столкнуться с английскими и туземными войсками, численность которых составляла 30 тысяч. Они были хорошо обучены, дисциплинированы и разделены на три армии: Калькуттскую, Мадрасскую и Бомбейскую. Однако по мнению английского командования, индийские части не отличались надежностью и в случае осложнения полагаться на них было бы опасно.
Тем временем Павел I решил захватить Индию без иностранной помощи и отдал приказ тайно готовиться к походу. В феврале 1801 года 41 полк донских казаков и две роты артиллерии (всего 22 507 человек) отправились через оренбургскую степь на завоевание Индии. Целью похода было не только разорение торговых владений Англии. Император повелевал «угнетенных освободить и землю привесть России в ту же зависимость, в какой она к англичанам, и торг обратить к нам». Преодолев за три недели 700 верст, казаки получили из Петербурга повеление нового императора Александра, одно из первых – возвратиться на Дон.
Важный аспект подготовки похода в Индию обрисовал французский агент или один из посланцев Наполеона в России, который сообщал о вспомогательном ударе против английской колонии, дополнявшем основное наступление. В план входило вооружить три корабля, находившихся в Петропавловске-Камчатском, таким образом, чтобы они сделались боевыми фрегатами. Затем они должны были отправиться в Индийский океан и подавить английские суда, сосредоточенные в тех водах.
Убийственное спокойствие ЛондонаНесмотря на утопичность плана, англичане были весьма напуганы возможностью его осуществления. «Тревога почти всеобщая, – сообщал из Лондона секретный прусский агент, – особенно после того, как узнали о приказе императора Павла трем русским фрегатам выйти с Камчатки и перекрыть нашу торговлю с Китаем». Далее описываются страхи английского общества по поводу того, что французы еще в Египте. А в конце письма рассматривается вопрос об экономических последствиях, которые будет иметь для Англии захват Индии противниками. Эта возможность считается вполне реальной, и агент уверен только в способности англичан удержать Цейлон, где могут обосноваться военные корабли. В то же время автор донесения противопоставляет испугу британской публики внешнее «спокойствие английского правительства».
Это объяснялось ожиданием благоприятной развязки, которая не заставила себя ждать. 11 марта 1801 года Павел I был убит.
Но идея завоевания Индии в союзе с Россией не была отброшена Наполеоном со смертью Павла I. В царствование Александра I французский император не раз возвращался к проекту, предлагая российскому коллеге совместный поход.
Грандиозность плана первого консула неоднократно вызывала скептические отзывы у историков («Березина вместо Ганга»). Его расценивали и как утопию, рожденную военно-политическими успехами, и как жест, имевший целью привязать к себе Павла I. Но надо признать, что по выбору операционного направления план был разработан как нельзя лучше. Этот путь являлся кратчайшим и наиболее удобным. Учитывая численность английских войск в Индии, союз с Персией, к заключению которого были приняты меры, и наконец, помощь и сочувствие индусов, на которые рассчитывали союзники, следует также отметить, что и состав экспедиционного корпуса был вполне достаточным. Слабой стороной являлось плохое знание среднеазиатских территорий, через которые предстояло пройти объединенной армии.
Иван Иголкин,
кандидат исторических наук. https://vpk-news.ru/articles/50455