Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Мост через Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее

Мост через Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее



В декабре 2018-го года в информационном поле замелькали сообщения о том, что строительство Севастопольского моста — не просто очередная неосуществимая идея, а что к проектированию уже подключились организации, принимавшие участие в строительстве Крымского моста и вантового моста на остров Русский во Владивостоке. Сама целесообразность строительства обусловлена географией города Севастополя, фактически разделённого на две части. В самом деле, огромный городской организм нашей базы Черноморского флота фактически живёт в состоянии транспортной разобщённости. Чтобы в час пик или во время непогоды добраться через Инкерман с северной части города на южную (или наоборот), придётся потратить до двух часов. Подобное состояние для промышленного морского города и базы флота, не считая потребностей рядовых граждан, естественно, негативно отражается на многих сферах жизни Севастополя.
Мост через Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее

Изображение Севастопольского моста от пресс-службы правительства Севастополя




Планы по строительству Севастопольского моста периодически начинали фигурировать на уровне предложений и инициатив сразу после Великой Отечественной войны. Но каждый раз идея натыкались как на технические трудности, так и на противодействие со стороны командования флота. Военморы вполне резонно полагали, что начавшиеся боевые действия разрушат возведённый мост, а его обломки в свою очередь заблокируют боевые корабли в бухте, словно пробка в бутылке.

В данный момент изменилась и ситуация, и месторасположение многих объектов, и сами технологии. Наиболее экономичным вариантом, учитывающим интересы всех сторон проекта, в том числе и флота, в итоге сочли вариант возведения вантового моста. Также были озвучены предполагаемые параметры будущего объекта: протяжённость вместе с подходами около 4 километров, 4 полосы, велосипедные дорожки, а точки входа и выхода будут располагаться в районах улиц Брестской (южная часть города) и Богданова (северная часть).
22 апреля 2019-го года, как заявили в пресс-центре ФАУ «Главное управление государственной экспертизы», эксперты Крымского филиала Главгосэкспертизы России выдали положительное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта на первом этапе строительства транспортного перехода через Севастопольскую бухту.

В общем, кажется, что проекту быть. Конечно, если доморощенная оппозиция, протестующая по поводу и без и ободрённая беснованием в Москве, закрытием проекта собора в Екатеринбурге (под иррациональный вой с разных уголков страны) и знатно испорченной кровью строителей Томинского ГОКа, не задумает саботировать и этот проект. Разумеется, не стоит забывать и про псевдоэкологов домашнего розлива. Недолго вспомнить, сколько копий было сломано о Крымский мост, который, по мнению «экологов», «погубил» крабов и дельфинов. Правда, потом выяснилось, что к гибели дельфинов причастны украинские моряки, освобождённые от «Мордора».

Однако обратим свой взгляд в прошлое: ведь мост через Севастопольскую бухту некогда уже был перекинут. И возведён он был при самых трагических обстоятельствах.

Мосты воюющего города


Шёл 1854-й год, полыхала Крымская война. Отважный Севастополь отчаянно отбивался от превосходящих войск Британии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства. Оборона требовала от войск мобильности, но глубоко вдающаяся в сушу Севастопольская бухта, изрезанная своеобразными южными «фьордами», часто лишала защитников возможности быстрой переброски войск с одной стороны бухты на другую, не говоря уже о своевременной эвакуации раненых. Тогда и возникла идея связать изрезанную бухтами сушу временными мостами.

Первый мост был возведён в сентябре 1854-го года в Южной бухте Севастополя. Этот объект активно эксплуатировался вплоть до конца марта 1855-го. 28 марта началась вторая усиленная бомбардировка героического города-крепости, длившаяся десять дней. За это время по Севастополю противник произвёл 165 тысяч артиллерийских выстрелов. Лавина металла, невиданная до тех пор в истории осадных войн, полностью уничтожила мост Южной бухты.


Плавучие мосты Южной бухты

С инициативой строительства следующего моста выступил уже сам адмирал Павел Степанович Нахимов. Он предложил возвести переправу в глубине всё той же Южной бухты. Мост был также плавучим и крепился на якоря. Много позже событий Крымской войны в 80-х годах 20-го века один из якорей этого моста обнаружили рабочие во время ремонта железной дороги. Позже это якорь был установлен на Историческом бульваре у здания панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов».

Следующее строительство началось в феврале 1855-го года. На этот раз его возводили для быстрого и надёжного сообщения с линией обороны Селенгинского и Волынского редутов, располагавшихся северо-восточнее бухты Килен. Данный мост использовался вплоть до мая 1855-го года.

Но самым знаменитым стал мост через Севастопольскую бухту, протянувшийся с южной на северную сторону. 1855-й – второй год героической обороны Севастополя. Британия, Франция, Османская Порта и Сардиния, для которых осада одного единственного города превосходящими силами уже превратилась в самый настоящий позор, продолжали с обозлённым упорством атаковать русский гарнизон. Наступали последние месяцы эпохального сражения. Явный перевес на стороне англо-французских сил был уже неоспорим.
Сообщение между Северной и Южной стороной Севастополя с каждым днём всё более осложнялось, а перспектива эвакуации войск из южной части города становилась насущной необходимостью. В июле с инициативой протянуть плавучий мост от Николаевской до Михайловской батареи выступил генерал-лейтенант Бухмейер. Командование в лице князя Александра Михайловича Горчакова приняло решение одобрить эту инициативу, несмотря на критические взгляды многих инженеров, считавших, что мост либо разнесёт волной, либо он не будет возведён в принципе.

Руководство строительства столь сложного в тех условиях объекта поручили непосредственно инициатору — генерал-лейтенанту Александру Ефимовичу Бухмейеру, который в будущем вольётся в плеяду героев Севастополя. К исполнению работ отвели старших офицеров капитан-лейтенанта Павла Ивановича Куприянова (станет впоследствии контр-адмиралом), капитана 2-го ранга Ивана Фёдоровича Лихачёва (выйдет в отставку в чине вице-адмирала, будет членом Русского и Французского географических обществ), сотню моряков флотских экипажей, сапёров 4-го батальона, бойцов 45-й дружины Курского ополчения и около сотни плотников.

Слева направо: Бухмейер, Куприянов и Лихачёв

Мост возвели достаточно быстро, учитывая обстоятельства. Лесоматериал, к примеру, приходилось доставлять из Херсона на телегах. К работе приступили 14 июля, а первые бойцы смогли пройти по мосту уже 15-го августа 1855-го. В итоге общая длина моста составляла 450 саженей (960 метров). Сам мост состоял из 86 плотов, каждый шириной 5 метров и длиной 13 метров. На плаву мост удерживался якорями. Само месторасположение моста, т.е. на достаточно широком участке бухты, было отнюдь не случайным. Плавучий переход для русских войск брал начало прямо у закругления каменного массива Николаевской батареи, т.е. сама батарея становилась прикрытием от артиллерийского огня для начала переправы.

Трагическое отступление


24 августа (4 сентября) началась шестая бомбардировка Севастополя, фактически стёршая с лица земли артиллерию Малахова кургана, а сами позиции превратившая в груды развалин. Но только 27 августа после тяжёлого боя противнику удалось захватить курган и прорвать оборону. Князь Горчаков отдал приказ покинуть позиции на Южной стороне Севастополя.
Вид на отступление по плавучему мосту и горящую Южную сторону Севастополя

В вечерних сумерках 27-го августа в небо взвилась ракета – сигнал к отступлению, которое было встречено многими солдатами и офицерами враждебно. Старшим офицерам пришлось чуть ли не силой заставлять некоторых защитников Севастополя начать переход по мосту. В бухте поднялся сильный северо-восточный ветер, нагонявший волну. Мост сильно сотрясался под тяжестью людей и повозок. На некоторых участках переправу захлёстывало волной. Поэтому команды моряков и сапёров оперативно увеличивали плавучесть таких участков заранее подготовленными просмоленными бочками.

Вместе с защитниками Севастополя по мосту шли и гражданские лица, коим разрешили взять с собой лишь тот багаж, что умещался в руках. Весь этот печально-торжественный марш шёл под аккомпанемент канонады и иллюминацию горящей Южной стороны города.

Для прикрытия отступления на Южной стороне остались войска, состоящие из пехоты, артиллеристов, сапёров и моряков. Командовали группой прикрытия генерал Александр Петрович Хрущёв (удерживал Городскую сторону Южной бухты) и генерал Александр Иванович Шепелев (оборонял Корабельную сторону Южной бухты). Им же поручили уничтожить всё, что только возможно, дабы врагу не достались трофеи. Для этого были выделены специальные команды «охотников», которые жгли пороховые погреба, уничтожали артиллерийские орудия, которые было невозможно транспортировать, и подрывали целые батареи.
Уже глубокой ночью был подан второй сигнал ракетой, что означало приказ отступать силам прикрытия. Всё это время генерал-лейтенант Александр Бухмейер находился непосредственно на мосту, руководя переправой, созданной в итоге только для этой огненной ночи. К восьми часам утра наконец показались последние защитники Севастополя, которым удалось отступить по плавучему мосту Бухмейера. Это был отряд бойцов Тобольского полка полковника Александра Александровича Зелёной, за которыми шёл командующий группой сил Городской стороны генерал Хрущёв.

Памятный знак на месте начала плавучего моста на Южной стороне Севастополя

Бухмейер отдал приказ развести мост, как только Хрущёв подошёл к нему, заявив, что Южная сторона оставлена. Мост прекратил своё существование. Но всё же последними, кто покинул Южный Севастополь, были вышеупомянутые «охотники», оставшиеся для ликвидации инфраструктуры, боеприпасов и вооружения. Лишь ближе к полудню, когда подорванные пороховые погреба и пылающие батареи сплелись в один бушующий пожар, команды охотников переправились на Северную сторону на гребных судах.

Севастопольский пожар 1855-го года пылал целых два дня, не позволяя противнику всё это время полноценно занять Южную сторону города-героя. Так окончилась история севастопольских мостов, а новая мирная их история, может быть, только начинается…


https://topwar.ru/161358-most-cherez-sevastopolskuju-buhtu-geroicheskoe-proshloe-i-vozmozhnoe-buduschee.html
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы, наука и техника
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Михаэль Дорфман. СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ?

    Михаэль Дорфман СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ? КТО СКАЗАЛ, ЧТО СИОНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ? К…

  • (no subject)

    ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНООГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ДВУХ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВОЙНА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО МОЗГА, С ПОЗИЦИЙ ВНУТРЕННИХ…

  • (no subject)

    СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС: КОМПЬЮТЕРНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО И ЕГО ПРИРОДА В УСЛОВИЯХ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ. לֹא, תִּגְנֹבוּ;…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments