
Реклама новой некошерной пиццы, вызвавшая резонанс.
Пицца-бургер и религиозный диктат.
Галит Адут.
Можно ли утверждать, что реклама продуктовых магазинов, призывающая население делать покупки в субботний день, оскорбляет чувства телезрителей? И относится ли вышесказанное к рекламе, расхваливающей новую пиццу-гамбургер?
Омбудсмен Второго управления по телерадиовещанию Давид Регев считает, что подобная рекламная продукция компаний «Тив таам» и «Доминос пицца» является вызывающей и оставляющей у зрителей сильный психологический дискомфорт из-за своего содержания. «Я сожалею, что транслировавшийся контент вызвал у вас и многих зрителей отрицательные чувства», — ответил Регев на обращение правой организации «Бецалмо», подавшей жалобу на некошерную рекламу.
Реклама компании «Тив таам», впервые вышедшая в эфир месяцев назад со слоганом «Это только супермаркет», посвящена религиозному принуждению в государстве, которое принимает разные формы, в том числе, попытки ультрарелигиозных элементов прекратить работу продуктовых магазинов по субботам. «Речь идёт о вашей свободе выбора»– этими словами завершается один из рекламных роликов, призывающий население подписаться под петицией о работе продуктовых магазинов по субботам. Кроме того, «Тив таам» выпустил серию рекламных роликов, сообщавших о снижении цен на сотни товаров, в том числе, свинины и креветок, подчёркивая, что филиалы сети работают по субботам. Именно эта реклама стала причиной жалоб, поданных в руководство Второго управления.
«Во многих обращениях утверждалось, что рекламная продукция, представляющая некошерную пищу, оскорбляет чувства телезрителей, значительную часть которых составляют религиозные люди, а также секулярные израильтяне, уважающие еврейскую традицию, с её заповедями и запретами, — пишет Давид Регев. – Кроме того, податели жалоб указывают, что эта реклама транслируется по коммерческим каналам, которые должны учитывать чувства большой части израильской аудитории».
«Я не являюсь сторонником ограничения свободы слова, — подчёркивает омбудсмен Второго управления. – Однако, я призываю и рекламодателей, и руководство каналов учитывать чувства значительной части зрительской аудитории и, по мере возможности, найти альтернативу рекламной продукции, которая не оскорбляла бы чувства общественности».
В ответ на жалобы, компания «Доминос пицца» сообщила Второму управлению, что её продукция предназначается для широкой и разнообразной публики, и данная реклама была посвящена одному из товаров. Компания «Тив таам» ответила, что её реклама транслировалась «в рамках свободы слова и творчества и предназначалась для нерелигиозных покупателей».
«Здесь нет никакого оскорбления чувств»
«Реакция омбудсмена Второго управления вызывает опасения, что речь идёт о чиновнике, оторванном от реальности, и я надеюсь, что создателям рекламы даже в голову не придёт прислушаться к его рекомендациям, — сказал Ури Кейдар, генеральный директор организации «Исраэль хофшит». – Если кто-то думает, что в 2020 году нужно воздерживаться от трансляции по телевизору некошерной пищи, возникают подозрения в приверженности идее государства Галахи, которую израильское общество раз за разом отвергает. Демонстрация продукции «Доминос пиццы» или «Тив таам» не содержит никакого оскорбления чувств, требующего вмешательство регуляционных органов».
Согласно исследованию общественного мнения, проведённому организацией «Ха-махон ха-исраэли ле-демократия» в 2018 году среди еврейских граждан, почти половина (45%) не соблюдают правила кашрута, и 16% соблюдают их только у себя дома.
Необходимо отметить, что это отнюдь не первая жалоба, поданная против той же рекламной продукции. Два месяца назад мэр Лода Яир Ревиво отреагировал на рекламу «Доминос пиццы» таким постом у себя в «Твиттере»: «Я должен поделиться с вами тем, что меня вот уже несколько дней сильно раздражает. Те, кто хотят есть некошерную еду – имеют на это право. Но почему эта реклама должна транслироваться по телевизору в прайм-тайм?»
В ноябре 2019 года в ежегодном отчёте отдела по жалобам общественности во Втором управлении телерадиовещания Давид Регев отметил, что за отчётный период значительно выросло число жалоб на рекламные объявления. Если в 2017 году жалобы на рекламу составляли 22%, то в 2019 году – 40%. Большая часть жалоб касается сцен, содержавших насилие или непристойности. Председатель Второго управления Юлия Шамалова-Беркович так прокомментировала отчёт омбудсмена: «За прошедший год выросла ответственность, возложенная на средства массовой информации, которые должны создавать серьёзный и объективный контент, отражающий широкий спектр мнений».
Однако, создаётся впечатление, что для Давида Регева «широкий спектр мнений» имеет чётко обозначенные пределы. В своём письме он указывает, что, «согласно опросам, опубликованным в последние годы, значительную часть израильского общества составляют секулярные граждане, уважающие еврейскую религию, хоть и не выполняющие все её предписания». Кошерная пища воспринимается многими, как одна из важнейших основ еврейства, подтверждением чего является соблюдение многими кашрута.
Реакция на публикацию организации «Бецалмо», подавшей жалобу на рекламу: «Мы приветствуем решение омбудсмена. Мы согласны с тем, что свобода слова – это важный принцип демократии, но мы живём в еврейской и демократической стране, поэтому следует учитывать чувства граждан, уважающих еврейскую традицию».
Компании «Доминос пицца» и «Тив таам» предпочли никак не реагировать на эту публикацию.
оригинал публикации на сайте Ха-Маком https://relevantinfo.co.il/pizza-burger-and-religious-dictate/?fbclid=IwAR0oqeYnu0PdIUHR2Y4bq6nd9czJtNMcjXRL7_uI6ftwfRu9VthKe7vHT9M