? ?

История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Идо Эфрати, Ор Кашти. Специалисты вне игры?
2013.Апрель.
bolivar_s wrote in hist_etnol

Фото: Olivier Fitoussi/Flash90

Специалисты вне игры?
Идо Эфрати, Ор Кашти.

Высокопоставленные источники из минздрава утверждают, что премьер-министр Биньямин Нетаниягу экспроприировал руководство борьбой с распространением коронавируса, исключив из данного процесса чиновников министерства здравоохранения и специалистов. То, что началось несколько недель назад как удивленная реакция медицинских работников на подход к принятию профессиональных решений, в последние дни превратилось в бурную критику, постепенно набирающую обороты и грозящую вылиться потоком на проблематичную политику главы правительства, чреватую далеко идущими последствиями.
Борьба с распространением болезни в Израиле представляется широкой общественности так, что людям видится, что перед каждым новым шагом в этом направлении ведутся серьезные профессиональные дискуссии и выслушиваются различные мнения, но это нисколько не соответствует реальному положению вещей. На самом деле «Группу по эпидемиологическому лечению» (צט»מ), консультативный орган министерства здравоохранения, практически не задействуют в данном процессе, а специалисты и высокопоставленные чиновники министерства редко участвует в принятии решений. Согласно источникам в системе здравоохранения, публикации о борьбе между минздравом и министерством обороны за управление процессом борьбы с эпидемией — это всего лишь дымовая завеса.
Борьбу с распространением коронавируса в стране возглавляет лично Нетаниягу с помощью малочисленной команды консультантов, разделяющих его подход к проблеме, и денежные средства зачастую распределяются в его канцелярии. Министр здравоохранения Яаков Лицман не задействован в этом процессе. В немногочисленную команду Нетаниягу входит профессор Ран Блитцер — директор научно-исследовательского института «Клалит», член «Группы по эпидемиологическому лечению», часто появляющийся в средствах массовой информации и выступающий за жесткие меры для обуздания эпидемии. Помимо него, в команду входят профессор Ицик Крайс, директор больницы «Шиба» («Тель-а-шомер»), и директор института биологических исследований, профессор Шмуэль Шапира.
На заседаниях в канцелярии Нетаниягу также присутствуют генеральный директор министерства здравоохранения Моше Бар Симан-Тов и глава службы общественного здравоохранения минздрава, профессор Сигаль Садецки. Ни у кого из участников обсуждений нет соответствующей профессиональной подготовки или опыта в лечении инфекционных заболеваний и в борьбе с эпидемиями. В ходе данных обсуждений принимаются решения в отношении политики Израиля по борьбе с коронавирусом, которые будут иметь далеко идущие последствия. И эти решения озвучиваются на драматических пресс-конференциях Биньямина Нетаниягу.
«Все происходит в обратном порядке. Указания спускаются сверху, а от профессиональных кругов ожидают их выполнения», — сказал газете «Гаарец» сотрудник системы здравоохранения, имеющий непосредственное отношение к происходящим событиям. «При правильном подходе к проблеме такого рода решения подробно обсуждаются профессиональными медицинскими кругами и специалистами по борьбе с эпидемиями. В ходе дискуссий учитываются все мнения, важные нюансы и сомнения, а потом выводы представляются лицам, принимающим решения. Но сейчас ничего подобного не происходит». По словам нашего собеседника, генеральный директор министерства здравоохранения, который обязан организовать профессиональную деятельность должным образом, поддерживает линию Нетаниягу и не позволяет быть услышанными тем, кто не согласен с решениями премьер-министра.
По словам представителей министерства здравоохранения, решения по борьбе с распространением коронавируса принимаются без учета мнения двух наиболее важных специалистов — заместителя генерального директора министерства здравоохранения, профессора Итамара Гротто и доктора Боаза Лева — бывшего гендиректора министерства, в настоящее время возглавляющего группу по борьбе с эпидемиями. Пару недель назад «Гаарец» процитировала сотрудников системы здравоохранения, утверждавших, что решения принимаются очень неэффективно, а «Группу по эпидемиологическому лечению» почти не привлекают к этому процессу. По словам этих людей, по мере распространения коронавируса ситуация усугубляется. Боаз Лев и Итамар Гротто — обученные профессионалы, знающие, как справляться с кризисами и лечить инфекционные заболевания, намеренно не задействованы в совещаниях премьер-министра. На этой неделе в новостях 12-го канала рассказали, что происходит в верхних эшелонах минздрава в данный момент. Согласно репортажу, Гротто и Лев не участвуют в совещаниях премьер-министра из-за того, что было названо «мутными отношениями» с генеральным директором министерства.
В ответ на это заявление Моше Бар Симан-Тов написал в «Твиттере»: «Итамар (Гротто) — очень важная фигура в данный момент. Он позволяет мне отключиться от текущих дел и быть спокойным, когда мне необходимо присутствовать на заседаниях в канцелярии премьер-министра. То же самое касается и доктора Боаза Лева. Не ищите разногласий  между нами, их не существует. Перед нами стоит грандиозная задача, и мы справимся с ней, только если объединим усилия». Вскоре после этого пресс-служба министерства здравоохранения объявила, что Гротто проведет ежедневный брифинг для журналистов в этот день, и что его пригласили на совещание с главой Совета национальной безопасности (מל»ל), но не на совещания в канцелярии главы правительства.
Согласно источникам в министерстве, Гротто отлучен от центра принятия решений, потому что он возражает против строгой политики запретов, исходящей из канцелярии Нетаниягу, и считает, что следует рассмотреть другие направления и решения для предотвращения эпидемии. Кроме того, в четверг Гротто сделал заявление, ухудшившее его положение в канцелярии премьер-министра. В тот день СМИ сообщили, что Моссад доставил в Израиль 100 тысяч тестов на коронавирус. Героическая аура, окутавшая деятельность Моссада по борьбе с коронавирусом, внезапно развеялась, когда Гротто, с прямолинейностью специалиста, сказал в интервью, что доставленные Моссадом тесты — это не то, что нужно Израилю. По его словам, проблема в том, что нам не хватает ватных тампоном на палочках для взятия мазков.
Его слова бурно обсуждались в средствах массовой информации и получили много откликов в социальных сетях. Несмотря на достаточное количество доказательств его правоты, Гротто не получил поддержки со стороны руководства министерства, а остался виноватым в данной ситуации. По словам источников в министерстве, он получил указания сверху. К вечеру того дня он уже написал в Facebook: «Мы продолжаем сотрудничество с Моссадом, чтобы доставить в Израиль оборудование, необходимое для борьбы с распространением коронавируса. Тестовые наборы, доставленные Моссадом утром, хорошего качества и необходимы для развития деятельности лабораторий в ближайшие недели. В ходе телефонной конференции сегодня я попросил список всего необходимого для продолжения работы, и наши учреждения продолжают сотрудничать в полном согласии». Это заявление было опубликовано не только на частной странице Гротто в Facebook, но минздрав пошел на беспрецедентный шаг и разместил этот текст на официальной странице министерства здравоохранения в Telegram, где публикуется актуальная информация по теме коронавируса. Это был четкий сигнал для чиновников министерства и самого Гротто о его статусе в верхних эшелонах власти.
На фронте СМИ
Еще до того, как коронавирус появился в Израиле, генеральный директор министерства здравоохранения взял на себя ответственность за распространение информации о вирусе в средствах массовой информации, хотя у него нет медицинского образования. Первым его шагом, вызвавшем волну критики, было решение отправить Итамара Гротто в Японию, чтобы он в непосредственной близости наблюдал за пятью израильтянами, заразившимися коронавирусом на корабле «Diamond Princess». «Это уму непостижимо», — сказал высокопоставленный сотрудник системы здравоохранения. «Генеральный директор отправляет в Японию главного чиновника минздрава, который должен помогать ему справляться с кризисом, чтобы тот присмотрел за пятью пациентами с насморком, а затем вернулся в страну и сел на двухнедельный карантин вместо того, чтобы помогать управлять кризисом и оказывать помощь гендиректору, используя свой опыт человека с медицинским образованием» .
Когда Гротто вернулся из Японии, он получил много внимания и сочувствия со стороны общественности, но уже тогда было понятно, что ему нет места на переднем фронте или среди тех, кто принимает главные решения. Его место медицинского эксперта заняла профессор Сигаль Садецки, выдвинутая генеральным директором на передний план для общения со СМИ. В течение почти двух десятилетий Садецки возглавляла отдел эпидемиологии рака и радиации при институте Гартнера, параллельно занимаясь научными исследованиями и преподаванием. За эти годы она заслужила большое уважение со стороны коллег и студентов.
В феврале прошлого года Садецки назначили главой службы общественного здравоохранения минздрава. Сегодня она вместе с Моше Бар Симан-Товом находится на переднем плане разъяснительной кампании минздрава, являясь единственным медицинским экспертом, привлеченным минздравом к выполнению данной задачи. Тем не менее, ввиду того, что участие профессионалов-медиков в процессе принятия решений сведено к минимуму, некоторые специалисты считают, что опыта и образования Садецки недостаточно в такой сложной ситуации. Они не уверены, что ее статус и опыт позволяют ей выступать против некоторых решений, принимаемых канцелярией премьер-министра, или предлагать альтернативные варианты.
Фильм ужасов
В течение последних нескольких недель Нетаниягу каждый день проводит пресс-конференции, которые с надеждой ожидают граждане Израиля. Никто в стране не знает, что человек, называющий себя капитаном нашего корабля, использует в своих целях развитые ораторские навыки, но опирается на очень скромную профессиональную поддержку. Многим работникам министерства здравоохранения некомфортно наблюдать за происходящим со стороны. «Трудно наблюдать за всем этим», — говорит высокопоставленный чиновник системы здравоохранения. «Премьер-министр учит народ пользоваться носовыми салфетками, министр здравоохранения рассуждает о пришествии Мессии, а генеральный директор минздрава запугивает всех, чтобы воспользоваться ситуацией и заработать статус победителя кризиса».
Высокий чин в системе здравоохранения добавляет: «Я не вижу большого преимущества в пресс-конференциях, кроме шансов для кое-кого появляться на ТВ в прайм-тайм. Указания для населения можно объяснить гораздо более профессионально и четко. Я бы вложил больше средств в разъяснительные материалы и кампании на местах».
Пресс-конференции, на которых Нетаниягу демонстрирует незаурядные ораторские навыки, проходят по одной и той же схеме. Они открываются выступлением премьер-министра и подведением итогов проделанной им работы на сегодняшний день, включая переговоры с мировыми лидерами. Затем слово предоставляется министру здравоохранения и генеральному директору минздрава, а под конец эта бесценная трибуна используется для обращения к руководству партии «Кахоль-Лаван» и для призыва к созданию правительства чрезвычайного положения. Многие медицинские работники, разговаривавшие с корреспондентами «Гаарец», считают, что обеспокоенный своим здоровьем израильский народ заслуживает большего.
Из канцелярии премьер-министра поступил следующий комментарий: «Руководство министерства здравоохранения представляет позицию министерства упорядоченным, аргументированным и обоснованным образом в многочисленных дискуссиях по данным проблемам. Как правило, представители, участвующие в совещаниях с премьер-министром или с главой Совета национальной безопасности, назначаются руководством соответствующего министерства, как и в случае с обсуждением проблем, связанных с другими правительственными министерствами. В любом случае, ученые, бывшие высокопоставленные чиновники и другие заинтересованные лица представляют широкий спектр мнений на совещаниях премьер-министра. И позиции, противоречащие позиции министерства здравоохранения, также тщательно изучаются».
Министерство здравоохранения заявило: «Данные претензии не обоснованы. Совещания в канцелярии премьер-министра проводятся после сосредоточенной и всесторонней работы персонала минздрава, осуществляемой под руководством ведущих специалистов системы здравоохранения. Любые попытки посеять раздор между сотрудниками министерства или усомниться в компетентности наших кадров недостойна того, чтобы обращать на них внимание».
Оригинал статьи на сайте «Гаарец» https://relevantinfo.co.il/chinovnoli-system/?fbclid=IwAR1OzHp322kjFq_DSGZcUM2fRx2hZdcKnTgiCndzQbW9_EmApfxS-PLS0BA