Tags: самоизоляция-затворничество, Ретрит, Каванна, Пришут, Исихия, Инклузи, Зикр, И’тикаф, Зухд.
Вступление.
В предыдущей статье “Напряжение – источник проявлений нового мышления
и новых условий взаимного существования” был дан ответ на поставленный нами вопрос: COVID-19 – в чем Божье Милосердие в Изменяемом мире.
В этой статье мы рассмотрим проблему самоизоляции, согласно внутренним причинам [поскольку за любыми внешними причинами стоят внутренние причины], т.е. системно - с позиций Непреложного закона, который есть Божественная мысль (Евр. מחשבה), сокрытая во Вселенской душе (Санскр. Ālaya, आलथ; Тиб. Kun gzhi, ཀུན • གཞི; Лат. Anima mundi), в Сознании-Хранилище, которое отождествляют с Высшим эфиром Акаша (Санскр. ākāça, आकाश; Тиб. rnam mkha’, རྣམ • མཁའ), Изначальной субстанцией, тонкой, сверхчувственной духовной сущностью, заполняющей все пространство.
Затворничество (Ретрит, Каванна, Пришут, Исихия, Инклузи, Зикр, И’тикаф, Зухд).
Затворничество, в той или иной степени, характерно для всех Учений.
Так, с позиций Тибетского Буддизма, самоизоляция или затворничество – это, по-существу, Тибетский Ретрит (Англ. Retreat; Тиб. tsam, ཙམ), что означает проведение границы (Тиб. tsam che, ཙམ • ཆེ). Эта граница имеет три аспекта - внешний, внутренний и тайный.
Внешний аспект, или принцип, означает, что никому не позволяется пересекать территориальную границу и вторгаться в место ретрита. Тот, кто находится в затворничестве, в свою очередь, не может покидать территории ретрита.
Внутренний ретрит означает полное прекращение всех мирских активностей тела, речи и ума, то есть обыденных дел, бытовых разговоров и мирских мыслей. Находясь в затворничестве, мы не должны заниматься такими делами.
Тайный ретрит означает неотвлечение от осознавания природы Ума, ибо наша практика воззрения, медитации и поведения страдает от различных отвлечений.
Смысл затворничества состоит в устранении отвлечений и получении возможности целиком и полностью посвятить себя, свое тело, речь и ум достижению просветления или правильного философского взгляда (Санскр. parijňānam; Тиб. yongs-su-shes-pa-ni, ཡོངས • སུ • ཤེས • ནི). - Это признание простой истины, что мир непостоянен и что все явления являются страданием.
Эта истина выстраивается на четырех печатях Учения Буддизм:
- «все сделанное – невечно» [все воздействующие переменные (Тиб. ’du-byed) т.е. все взаимообусловленное изменяемое] изменчивы];
- «всё загрязненное – страдательно» [всё испорченное (zag-bcas) [(запятнанное) на основе беспокоящих эмоций и компульсивных (вынужденных) Кармических побуждений] является страданием];
- «все дхармы не имеют самостоятельной сущности» [все явления пустотны и лишены невозможной души (bdag-med) явлений – Атмана (Санскр. Ātman, आत्मन्; Тиб. bdag, བདག)];
- «выход из страдания – это покой» [Нирвана, (Санскр. Nirvāņa, निर्वाण; Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ ), “уход за пределы печали”].
Как ни странно, мы никогда не пытаемся сформулировать, что же такое страдание в этой жизни. Буддизм отвечает на этот вопрос так: существует три вида страданий:
- очевидное страдание (букв. «страдание страдания»), связанное с нашим физическим телом;
- страдание от перемен (страдания чувственного типа и от принуждающих внешних воздействий);
- всепронизывающее страдание от обусловленности [страдание как таковое], связанное с загрязненностю [материей]. - Это очень тонкий уровень страдания.
[Далай-лама о Четырех печатях Буддизма, интернет; д-р Александр Берзин, интернет].
Будда Шакьямуни провёл шесть лет в ретрите в джунглях вблизи Бодхгаии (Санскр. Bodhgaya, बोध्गय).
Махасиддхи (Санскр. Mahāsiddhī, महा-सिद्ध; Тиб. grub chen, གྲུབ • ཆེན) [великие святые, обладающие Божественными сверхъестественными силами], Индии проводили в затворничестве многие годы.
Множество великих мастеров Тибета прожили в ретрите всю жизнь.
[Тулку Ургьен Ринпоче. Наставления по практике Дзогчен в затворничестве, интернет].
Кабб., Каванна (Евр.כונה ) - концентрация, медитация, - поиск некоей середины, равновесного состояния для проникновения в глубины своей души и освобождения от влияния внешних сил, препятствующих непосредственному восприятию Мира.
[р. Глазерсон, с. XXXIX].
С позиций Хасидизма (Евр. хасидут, (חֲסִידוּת [образ Жизни, создающий общность людей], аскеза (пришут, פרישות) не должна быть целью, она – только средство на Пути. Поэтому кто-то начинает с поста, с аскезы, ибо ему свойственно освобождаться от порабощенности мирским только через Аскезу, приводящую его к глубокому само-осмыслению, а уж затем к Единению с Абсолютом.
Нельзя аскезе завладеть всей твоей жизнью. Человек должен удалиться от своего Естества только для того, чтобы вернуться к нему обновленным и, освятив свой контакт с Ним, найти Путь к Богу.
[Бубер М. Путь человека, с. 18].
В Христианстве затворники - подвижники, которые добровольно заключали себя на целую жизнь в пещеры и кельи, чтобы отдаться там постоянной молитве. Случаи выхода их оттуда бывали крайне редки и обусловливались какими-нибудь весьма вескими причинами общественного или частного свойства.
Целью Христианского православного затворничества является Исихия (Греч. ἡσυχία), или «священное безмолвие», спокойствие, тишина, уединение, отрешенное Великое Молчание Сиге (гностич.) - Безмолвное, Всепроникающее состояние, вмещающее в себя ВСЕ - мистическая практика православных монахов, в основе которой лежит учение Иисуса.
Правила подвижнического делания в затворе обобщил преподобный Григорий Синаит (Греч. Γρηγόριος ὁ Σιναΐτης; ок. 1268—1346): сидя в келье своей, терпеливо пребывай в молитве во исполнение заповеди апостола Павла, согласно (Рим. 12:12; Кол. 4:2):
Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве – постоянны.
Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
Собери ум свой в сердце и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря:
„Господи Иисусе Христе, помилуй мя!“
(главная Иисусова внутренняя молитва на горе Фавор, где он просветлился).
Краткая форма этой Молитвы:
Господи, помилуй (Греч. Κύριε Ελέησόν).
Не поддавайся малодушию и разленению, но поболи сердцем и потруди себя телом, ища Господа в сердце.
Среди православных затворников известны, в частности:
- Феофан Затворник, епископ Православной российской церкви, богослов и публицист-проповедник;
- Серафим Саровский, принимавший на себя подвиги безмолвия и затворничества.
В католической традиции затворники назывались инклузи (лат. inclusi или reclusi). Их обычаи и образ жизни описал епископ Григорий Турский (лат. Gregorius Turonensis, 538-594гг).
С IX века инклузи получили более мягкий устав, благодаря пресвитеру Гримлаику (лат. Grimlaicus, IX-Xвв), церковному писателю, автору монашеского устава для затворников, известного под названием «Regula Solitariorum» (Иноческое правило).
С позиций Суфи, Зикр (ذكرى) - внутреннее памятование, обращение к Богу или упоминание Его слов из Кор’ана (قاران ), а также моление, медитация, наряду с самоконтролем (Арабск. муракаба, مرقب) и особой позой Суфия, в сердце, в сочетании с определенным порядком вдоха и выдоха.
[Идрис Шах. Суфизм, с. 335].
В Исламе – это И’тикаф ( اعتكاف), уединение (от глагола عَكَفَ - удерживать от чего-либо). - Духовный «уход» в ‘узлу ( عزلة), в уединение без истинного отшельничества, каковым является Хальва (خلوة) – затворничество ученика (мюрида, مريد ) на некоторое время в Суфийской обители Завийа (زاوية ).
Хальва помогает ученику очистить свое сердце и душу от скверны страстей и погрузиться в размышления о Боге. Он мало ест и пьет, и непрерывно (в меру своих сил) проводит время в служении. Затворничество Хальва в тарикатах (الطريقة) [т.е. на Мистическом пути] может продолжаться 3 дня, 40 дней или 1001 день.
Практике Хальвы придавал большое значение такой классик тасаввуфа (تصوف) [т.е. Суфизма], как Абу Хамид аль-Газали [(Арабск. ابو حامد الغزالى)], великий Персидский мыслитель и богослов, дервиш (Арабск. درويش ) [т.е. Суфий], выдающийся знаток и толкователь Кор’ана, один из носителей высокого Знания, читавший Древнееврейские и Древнегреческие тексты.
[С.Сечив, интернет; Дж. Нурбахш. Психология Суфизма, Глоссарий: Ислам. Энциклопедический словарь].
С позиций Суфи, аскетизм (Арабск. зухд, زهد) - необходимый этап мистического пути. Правильно используемый аскетизм является средством против неразумных желаний
[Идрис Шах. Суфизм, с. 305].
Таким образом, внутренней причиной самоизоляции является возможность целиком и полностью посвятить себя, свое тело, речь и ум достижению просветления - внутренней духовной работе. Любая возможность посвятить свое время духовному росту должна полностью и по собственному волеизъявлению использоваться в этом мире, согласно его свойствам изменяться.
Напоминаем, наши дети автоматически наследуют нашу обусловленность.
Sher
Литература.
Далай-лама о Четырех печатях Буддизма, интернет.
Тулку Ургьен Ринпоче. Наставления по практике Дзогчен в затворничестве, интернет.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., изд. Московской патриархии, 1992, с. 1372.
д-р Александр Берзин, интернет.
Бубер Мартин. Путь человека по Хасидскому учению. Пер. с нем. Н.О. Гучинской, под ред. А.В.Парибка. Послесловие Исидора Левина. Высшая религиозно-философская школа, С.-П., 1995, с. 141.
р.Глазерсон М. Огненные буквы. Изд. М-Й, 1997, с. 180.
Идрис Шах. Суфизм. М., “Калашников, Комаров и Кo”, 1992, с. 446.
Дж. Нурбахш. Психология Суфизма, интернет.
Сечив С., интернет.
Ислам. Энциклопедический словарь, М., “Наука”, гл. ред. вост. литер., 1991, с. 315.