В Швеции не понравилась сатира еврейского автора
С виду этот полицейский рейд на юге Стокгольма ничем не отличался от прочих, похожих на пресечение торговли наркотиками или задержание лидера преступной группировки.
Но в ста пятидесяти картонных коробках, которые стражи порядка терпеливо снесли вниз, погрузили в грузовик и увезли, находился отнюдь не смертельно опасный груз или незаконно хранящееся оружие – там были книги, весь тираж, изъятый по решению суда.
Автор – 42-летний шведский комик Арон Флам, еврей, выступающий в жанре стенд-апа, а также участвующий в многочисленных кино, теле- и радиопередачах, записывающий подкасты, не чурающийся сложных и острых вопросов (таких как израильско-палестинский конфликт), вырезающий священных коров и критикующий привычные социо-культурные подходы (в особенности, связанные с феминизмом и социализмом). Его нередко обвиняют в связях со шведскими правыми популистами, хотя он называет себя либералом и демократом.
Но книга «Это - шведский тигр», которую написал Флам и которая вышла в этом году, представила его в совершенно ином свете: речь идет о политике Швеции во время Второй мировой войны: в ней Флам обосновывает утверждение, что Швеция сотрудничала с нацистской Германией. Это противоречит большинству историков, пытавшихся изобразить Швецию нейтральной страной, слегка тяготевшей к немцам до 1943 года, а затем обратившей свои взоры в сторону антигитлеровской коалиции.
Первые два издания разошлись моментально, но третье было конфисковано полицией. Формально тираж третьего издания изъяли не по причине крамольного содержания, а якобы из-за претензии по поводу нарушения авторских прав, связанных с иллюстрацией на обложке.
Но тот факт, что речь идет о книге, где изложена версия, смутившая шведов и представляющая Швецию в невыгодном свете, всколыхнула общество, вызвав серьезный резонанс: почему были предприняты столь странные меры? Должна ли даже такая либеральная и свободная страна, как Швеция, опасаться цензуры?
Нейтральные, на первый взгляд
В 1941 году по просьбе властей шведский иллюстратор и писатель Бартил Альмквист придумал плакат, на котором в цветах шведского флага был изображен сине-желтый тигр с надписью «шведский тигр». В самой надписи содержался каламбур, поскольку слово «тигр» также означает «молчать». Другими словами, «шведский тигр» - не только плотоядное животное, выкрашенное в цвета национального флага, но и намек, что «правильный швед держит рот на замке». Этот плакат во многом схож с разного рода наглядной агитацией, которая использовалась во время войны в разных странах, напоминая населению, что во время войны следует быть бдительным.
По словам Флама, в то время «шведский тигр», подобно фирменному знаку, изображался повсюду: на школьных пеналах, на футболках и на шкафах. Тот же тигр появился и на обложке книги, написанной Фламом, но переосмысленный пародийно: он подмигивает читателю, а на его лапе нарисована свастика.
Как считает Флам, тигр стал символом шведской культуры молчания и служит поводом для шутки - шведы сильны, но молчаливы. «В отличие от американцев, у нас не было кораблей, которым грозило быть отправленными на дно во время Второй мировой войны; на первый взгляд, мы были нейтральными, - говорит Флам. – И тут возникает вопрос, для чего оно нужно, молчание шведов? Именно об этом моя книга. Обложка - пародия на тигра. В книге я прибегаю к психологии, праву, политике и философии, и все начинается с этой шутки. Сегодняшние шведы не знают исторического контекста. Они не понимают шутки потому, что их деды так хорошо ее понимали – это было абсолютное молчание по поводу того, что происходило в Швеции во время войны. Чтобы понять шутку, нужно понять контекст. Книга его объясняет».
Шутка Флама, похоже, не понравилась шведскому Музею боевой готовности, частному учреждению, расположенному на юге страны – оно занимается военной историей Швеции и обладает правами на оригинальную иллюстрацию Альмквиста. Руководство музея утверждает, что тигр – «часть шведского культурного наследия» и никому не дано разрешение на использование этого символа. «Их реакция была очень эмоциональной, - рассказывает Флам. - Мне позвонила адвокат, одна из владельцев музея. Она кричала: вы должны стыдиться, что нанесли ущерб культурному наследию страны». Обратившись в полицию, адвокат «сказала, что хочет уничтожить все книги, даже те, что уже были проданы».
Музей пожаловался на нарушение авторских прав, а затем за дело взялась полиция: стражи порядка связались с типографией, где печаталась книга, вызвали Флама на допрос, и в итоге полностью конфисковали третье издание.
Как предполагается, судебное разбирательство начнется 24 сентября, и если истцы выиграют, книги будут уничтожены, а Флам должен будет заплатить музею полтора миллиона шведских крон (около 580 тысяч шекелей). Обвинение настаивает на том, что это - не вопрос цензуры, а только вопрос авторских прав. Шведская прокуратура и представители музея отказались говорить с "ХаАрец", несмотря на неоднократные запросы.
Следует признать, что, судя по всему, шведское общество было в шоке: многие журналисты, общественные деятели и мастера искусств встали на защиту Флама. Некоторые пошли еще дальше, утверждая, что таким образом нынешний шведский режим пытается скрыть истинную историю происходившего во время Второй мировой войны. В особенности, учитывая тот факт, что и тогда, и сейчас во главе шведского правительства стояли социал-демократы.
Бернадот не хотел спасать евреев
Флам делает упор на то, что шведское правительство сотрудничало с нацистами самым тесным образом. «Я утверждаю, что шведские социал-демократы (правящая партия в Швеции тогда и сейчас) начали работать с Гитлером еще до его прихода к власти, - поясняет он. - Шведская версия истории не учитывает, что Швеция зависела от Германии и сотрудничала с ней до и во время войны. Большинство шведов сегодня не знают об этом, но Швеция была союзником Германии с 1933 по 1944 год, когда война подходила к концу. Только тогда Швеция объявила, что, мол, хватит вести дела с Германией».
Флам, у которого есть еще и экономическое образование, подробно останавливается в своей книге на экономической стороне вопроса.
«Немцам требовалось оружие, у Швеции были материалы [железная руда] для изготовления оружия, а швейцарские банки могли отмывать деньги, которые переходили из рук в руки в этих сделках, – подчеркивает он. - Швеция предоставила Германии материалы, без которых ни одна современная армия не могла бы функционировать».
Флам приходит к выводу, что шведское государство всеобщего благосостояния "было построено на золоте, награбленном у евреев и других европейских народов". Кроме того, он подвергает сомнению героизм шведского дипломата Фольке Бернадота по спасению евреев.
«Я сказал бы, что спасение евреев интересовало его меньше всего, - отмечает Флам. – Будучи главой Красного Креста, он выторговал у Гиммлера спасение 30 тысяч узников, среди которых, попутно, оказались и евреи. А потом написал книгу, каким он был героем.
По другому следует трактовать и случай с евреями Дании, которых датское подполье контрабандой вывезло в Швецию. Правительство отнеслось к этой акции отнюдь не восторженно, но вынуждено было согласиться с появлением датских евреев по причинам публичного образа.
Что же касается Рауля Валленберга, он был героем. Всегда есть исключения из правил».
Отвечая на вопрос, как он реагирует на то, что его пытаются заставить замолчать, Флам пожал плечами: «Могу сказать, что эти люди делают очень плохую работу. Я отстаиваю право сатирика высмеивать даже то, что считается святым, неприкосновенным. Предполагает ли свобода слова отсутствие права на пародию? Думаю, нет, но я не объективен. Я - комик".
Дэвид Ставро, "ХаАрец", М.К.
На фото: Арон Флам, 2015. Фото: Frankie Fouganthin, Wikimedia commons, CC BY-SA 4.0 https://detaly.co.il/shvedskaya-politsiya-konfiskovala-ves-tirazh-knigi-evrejskogo-avtora/