Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Война русов с арабами в Дагестане

Война русов с арабами в Дагестане

В средневековой арабоязычной литературе русы часто сближались с хазарами. Вплоть до полного их отождествления. Возможно именно с этим связаны многочисленные рассказы о борьбе русов с арабами во время начала исламизации Кавказа в 7-9 вв.  В то же время хорошо известно, что русы действительно массово служили в хазарских армиях.
Также можно отметить, интересную тенденцию у авторов дагестанских хроник совмещать с русами не только хазар, но и кавказских аваров. Считается, что правящая династия аваров могла происходить от некоего Урус-хана (Русский хан).
В старейшем тексте ат-Табари (9 век) русы обитают в районе крепости Чора (Чола) - ныне Дербент.

Ат-Табари«Абдуррахман же сказал: В этих дербендах (проходах) по ту сторону, когда проходят мимо Руса и Джуран (видимо Джор, Чор, местное название г. Дербента) то находят государство и многие города, которые называют Баланджаром (одна из столиц Хазарии), и отсюда далее по ту сторону находится стена Искандера, называемая стеной Яджуджа и Маджуджа, которую Зуль-Карнайн соорудил на краю востока».

По "Истории Дагестана" (Тарих Дагестан) в состав аварского гос-ва входил город Шемаха в Азербайджане. Ибн Халдун писал, что также земля русов граничит с Азербайджаном. В связи с этим отождествление русов, аваров и хазар выглядит особенно актуально.
«Тарих Дагестан»«Султаны Авара, которые из рода султанов урус (Ар.с.) Этот владыка получал доходы с (зависимых) владык, владений, земель и жителей всего Дагестана, от вилайата Чаркас (Черкес) до города Шамах»
Уже в 17 веке о соседстве русских (московских казаков) с Азербайджаном писал французский путешественник Жан Шарден. Ибн Халдун, живший в 14 веке, несомненно описывал намного более ранние события 10-11 веков.
Ибн-Халдун«Русы — один из тюркских народов, он живет по соседству от Рума и принял также христианскую веру с весьма древних времен. Земля их граничит с областями Азербейджана»
В "Тарих Дагестан" (История Дагестана) информация о русах у "города Джур" (Чор, Дербент) также повторяется. Рассказ об отравлении русов арабами из этой хроники может быть общим мотивом - еще древние персы травили (вернее поили вином) скифов, после чего последние теряли способность к сопротивлению. Но также здесь может быть интересно упоминание албанского историка Мовсеса Каланкатуйского об отравлении русов женщинами города Берда во время их знаменитого похода на Азербайджан в 943 году.
Тарих ДагестанСобрались вместе, войска проклятых неверных Дагестана и воины негодных русов, которые в согласии с дагестанцами поровну делили добро, зло, важные дела, у города Джур (Чор, Дербент) с намерением отразить ислам, защититься от войск [мусульман] и нанести вред мусульманам принуждением и силой. Мусульмане послали храбрых воинов, чтобы они следили за войсками проклятых неверных и разузнали их положение. А когда они установили наблюдение за неверными и тайно выяснили их положение, то узнали, что [эти неверные] храбрее их. Тогда охватил мусульман страх за [возможные] потери в случае сражения. Поэтому они решили разбить отряды неверных легчайшим способом — они пошли на хитрость: каждая группа их изготовила горячую еду, [смешанную с ядом, а это была трава, разрывающая внутренности того, кто съедает ее. Когда неверные напали на мусульман, последние притворно обратились в бегство, бросив пищу, смешанную с ядом, и когда неверные нашли еду] и съели ее, то тут же умерло из племени (таифа) неверных семьсот тысяч человек, ибо их внутренности были разорваны ядом.
Моисей КаланкатуйскийВ то самое время с севера нагрянул народ незнакомый и чуждый, прозванный рузиками, [численностью] не более трех тысяч. Подобно вихрю, прорвались они через проход обширного моря Каспийского, внезапно достигнув Партава, столицы Алуанка, который не сумел оказать им сопротивление. И город был предан мечу. Тогда женщины города задумали отравить рузов, дав им напиться из чаши смерти, но те, узнав об этой измене, стали беспощадно истреблять и женщин, и детей их.

В хронике "История Ирхана" русами названы жители Хадара. Под этим названием (Хадар) в этой же хронике могли подразумеваться и хазары. Например, Хазарское море (Бахр Хазар) упоминалось как Бахл Гадар, также в другой дагестанской хронике "Дербент Наме" присутствуют некие "неверующие Бахл Гадара" (видимо Хазарского/Каспийского моря). И русами в "Истории Ирхана" опять названы жители области Авар.

История ИрханаЖители Хадара — неверные, смутьяны, чистые русы (урусы); жители Андала были иудеями, [жители] области Хид (Хидал) были грузины, области Чаххал — христиане, Авар — все чистые русы, жители Цудакара (Цидих и Акуша.) были иудеями и так далее. Жители Ирхана [по своей вере посередине] между мусульманами, неверующими и коптами (ал-хабашин (букв.: «эфиопами»).), религия их — смешанная.
В "Истории Ихрана" рассказ об отравлении арабами неких неверующих повторяется. Ими становятся "жители Хадара", т.е. по тексту хроники опять же - русы (чистые урусы). Интересна концовка эпизода про отравление неверующих Хадара/Хазара, которые "чистые русы". Они "бежали, пока не дошли до своих земель", т.е. автор "Истории Ирхана" считал, что русы из Хадара не были местными, а пришли именно из каких "своих земель". Что лишний раз подтверждает отождествление жителей Хадара с русами.
"История Ирхана"Мусульмане окружили [неверующих], напали на них, вступили с ними в сражение, но долгое время не могли овладеть Хадаром. Тогда мудрые люди из мусульман, посоветовавшись между собой, решили применить хитрость. Они отправили в Индию письмо и [своих] представителей, чтобы они доставили оттуда [ядовитую] траву. Те [отправились] и вернулись, подошли к Хадару, трава была разделена на части, и были изготовлены из нее разного рода горячие блюда. Затем мусульмане послали шпиона, который [будто] бежал [к неверующим] и рассказал им о траве и о положении [мусульман]. Шпион рассказал неверующим: «Они хотят уйти от вас, им очень трудно, [у них] большие разногласия». Узнав, что [мусульманам] не удастся захват крепости, [неверующие] обрадовались, были довольны этой вестью.
С наступлением вечера неверующие открыли ворота своего города и начали сражение с мусульманами. Мусульмане [ложно] обратились в бегство, бросив еду, смешанную с ядом. Неверующие, вступив в город вслед за убежавшими мусульманами, набросились на еду. Всякий, кто пробовал еду, падал мертвым, и погибло [таким образом] из них семь тысяч семьсот тридцать четыре человека. В тот же день мусульмане захватили Хадар, а неверующие бежали, пока не дошли до своих земель.

Читайте также:
Русский каганат на Балтике. Завоевание русами Азербайджана. Русы на службе у хазар. Средневековый Азербайджан. Что знали о нем. европейцы?  https://zen.yandex.ru/media/maximus101/voina-rusov-s-arabami-v-dagestane-5f3dc82e2aff8c539962eaa8
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments