Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Размышления о справедливости. Справедливый царь Хаммурапи и справедливость сейчас

Размышления о справедливости. Справедливый царь Хаммурапи и справедливость сейчас.
Матрёнин Иван Николаевич.
Справедливость – это понятие, о котором идёт множество споров. На эту тему «ломается множество копий». Это критерий, на основании которого женятся, разводятся, дружат, расстаются, даже убивают и начинают войны! Но вот что это такое, было и остаётся предметом философского спора. Но не только философы спорят на своих диспутах об этом. На консультациях у психолога на эту тему очень часто возникают беседы, диспуты, даже конфликты. Обсудим здесь эту тему?

В 1793—1750 годах до н.э., жил такой человек, память о котором дошла до нашего времени. Я сейчас про царя Вавилона, знаменитого Хаммурапи. Выше указаны примерные даты его правления. Он был ярким политиком и полководцем той эпохи, именно с его личностью связывают возвышение Вавилона, а его называют справедливым царём. Почему так называют, читайте ниже.
Ещё Хаммурапи известен своими законами. Может и вы слышали выражение, «законы Хаммурапи»? Немного истории. В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. В составе этих записей есть:
Введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства.
282 статей законов.
Большое заключение.

Картинка из открытых источников в интернете.


Картинка из открытых источников в интернете.Дополню, что Хаммурапи провозгласил себя справедливым царём и декларировал справедливость, как один из главных краеугольных камней своего правления. Вот, послушайте фразу, которую приписывают его перу, «заботливый правитель, боящийся богов, по их благоволению взошел на престол, чтобы ублажить плоть народа, чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… чтобы с сиротой и вдовой обходились по справедливости, чтобы притесненному оказать справедливость». В заключении к Законам Хаммурапи подытоживает свои дела и заслуги, «врагов на севере и на юге я истребил, уничтожил раздоры, ублажил плоть страны… Пусть обиженный, который обретет в суде решение своего дела, успокоит свое сердце и с силой скажет: «Хаммурапи-владыка для людей словно родной отец, он склонился перед велением бога Мардука, своего владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, он устроил людям удовольствие навеки, а страну устроил по справедливости!»». Сам текст приписываемый Хаммурапи в некоторых источниках дают в другом переводе, но смысл примерно тот же. И обратите внимание, как много даже в этой нарезке его изречений в разных контекстах употребляется такое понятие, как «справедливость». Причём дело не только в словах самого Хаммурапи о себе. Многие историки подчёркивают то, что он действительно был ответственным и справедливым правителем. Да и фразы приведённые выше ну очень красиво звучат!
*
Так что же такого справедливого провозглашал Хаммурапи в своих законах? Приведу некоторые детали. По этим законам все население страны делилось на свободных, находящихся под особой охраной законов, и рабов, которых рассматривали как скот или имущество, находящееся в полном распоряжении господина. Соответственно и наказания в законах отличались в зависимости от того, к какой категории относился обидчик или пострадавший. Совсем незначительно наказывали за преступления, совершенные против рабов. В отношении же свободных людей, действовало правило, которое можно назвать «око за око, зуб за зуб». Вот пример: если от действия врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф.
Как Вам такие правила? Сильно на справедливость походит? По мне, не очень.
Мало того, что большую часть людей приравняли к скоту в своих правах, так ещё и процесс лечения, последствия которого достаточно сложно предсказать, связали с жестоким наказанием врача. Уж не знаю, что бы грозило по смыслу законов Хаммурапи психологу, консультация которого не помогла бы с первого раза кому-то, если бы во времена Хаммурапи психологи были. Ну, всегда же найдётся человек, кого психолог не «вылечит» с первой консультации? Наверное, такому психологу бы отрезали язык. Или голову бы отрубили. Справедливо!!! До невозможности.
Ещё некоторые нюансы тех законов. Так, брак по законам Хаммурапи заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Кстати, это до сих пор так.
Главой семьи был муж, а замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью. Так, она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. При этом, например, за неверность её могли подвергать суровому наказанию, а мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его не могла иметь детей.
Вот «ещё пример справедливости», правда?
Ещё немного напишу про законы в сфере семьи. Как глава семьи отец имел сильную власть над детьми. Он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.
А это Вам как?
**
Далеко не со всеми положениями его законов можно согласиться, не всё можно назвать справедливым. Так что же получается, самый справедливый царь древности обманул, и никакой он не справедливый? Почему же, вполне справедливый. Но для определённой группы людей и в определённую эпоху. Причём в нашу эпоху его законы бы большая часть населения к справедливым не была бы отнесена.
Ещё примеры из его законов дать? Так, согласно его законов имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Вот вам ещё пример правового положения огромной группы людей, которые по закону к людям то не относились.
Также преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.
Наказания по закону были например:
Смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол).
Членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и тому подобное).
Интересно, а как решался вопрос, когда при назначении наказания ошибочка вышла, а руку уже отрубили? Или отрубили голову? Так и говорили, «жаль, ошибочка вышла»?
***
Ох уж эта справедливость! Ой не хотел бы я попасть во времена самого справедливого царя Хаммурапи. Учитывая то, что строй в те временя был рабовладельческий, то большая часть населения тогда была бесправными рабами. Где гарантия, что перенеси меня машина времени в те годы, я не оказался бы в те «справедливые» времена рабом? Ну это уже конечно фантазии.
Если же рассуждать про справедливость в наше время, я бы предложил избавиться от цели всем и везде доказывать свою справедливость. Все люди разные люди, извините за банальность. Ваша справедливость не будет всеми признана именно справедливостью. Кто-то это оценит как глупость, подлость и ещё что-то нелицеприятное. Себе дороже вам борьба за справедливость во всем мире может обойтись, особенно там, где закон не стоит однозначно на вашей стороне.
Хотя… У Вас может быть и совсем другое мнение.  https://zen.yandex.ru/media/ivanmatrenin/razmyshleniia-o-spravedlivosti-spravedlivyi-car-hammurapi-i-spravedlivost-seichas-5f5a7e253b4a013bf8ccb867
Tags: аналитика и публицистика, биографии, искусство и культура, история, люди и этносы
Subscribe

  • Михаэль Дорфман. СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ?

    Михаэль Дорфман СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ? КТО СКАЗАЛ, ЧТО СИОНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ? К…

  • Михаэль Дорфман. Евреи и не евреи

    ЕВРЕИ И НЕ ЕВРЕИ Михаэль ДОРФМАН Прекрасный американско-еврейский писатель, профессор-политолог Йельского и Колумбийского университетов Лео…

  • Как в Израиле отменяли идиш

    Как в Израиле отменяли идиш На одном из спектаклей театра «Идишпиль» В воскресенье, 18-го июля 1948 года редактор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments