Жены израильских премьеров: 8. Нава Барак
Владимир Лазарис.
Наву Барак можно сравнить с Ципорой Шарет: о них забыли по той простой причине, что их мужья слишком мало пробыли на посту главы правительства. Рекорд Эхуда Барак – год с небольшим – привел к тому, что его жена практически осталась вне общественного поля зрения.
Нава Коэн родилась в Тверии в 1947 году. Ее семья была вполне обеспеченной: отец был директором местного филиала банка «Леуми», а мать – сотрудницей «Сохнута».
Военную службу Нава проходила в разведке, что подготовило ее к встрече с человеком, который позднее стал начальником военной разведки. В то время, на закрытой военной базе, она носила погоны сержанта, а он был лейтенантом спецназа генштаба, которого еще звали не Эхуд Барак, а Эхуд Брог.
Вторая встреча произошла зимой 1968 года в одной из библиотек Еврейского университета: она изучала английскую литературу, он – физику и математику. Он подсунул ей кусок газеты со списком фильмов, рядом с которыми поставил вопросительные знаки. Она вернула газету, поставив против одного названия восклицательный знак. Так это началось.
Нава получила степень бакалавра по английской и арабской литературе и стала преподавать английский язык в одной из школ Кфар-Сабы. Они поженились в марте 1969 года в Тверии, после чего переехали жить в Иерусалим.
Позднее Нава рассказала в интервью, что уже на второй год замужества подумывала над тем, что, несмотря на любовь, у их брака нет шансов. Она призналась, что, когда они поехали в Тверию навестить ее родителей, она сказала: «Эхуд, ты вообще зачем женился? Тебя и так все время нет дома, и мы оба только мучаемся. Это была очень трудная минута. На грани разрыва. Я видела, что он тоже сломался, потому что видел, как мне плохо».
Они остались вместе. Нава родила трех дочерей. Вся феерическая военная карьера «солдата номер один» прошла в стороне от Навы, которая только и делала, что ждала мужа с войны или после очередной засекреченной операции. Ее уделом стали одиночество и страх. Он воевал, она занималась домашними делами. В том числе паковала вещи, разбирала и собирала мебель все одиннадцать раз, когда они переезжали на его новое место службы.
Когда Эхуд Барак, наконец, снял мундир и решил делать новую карьеру в израильской политике, оказалось, что в их жизни все осталось по-прежнему: он целыми днями отсутствовал, она растила детей и занималась домашними делами.
Многим запомнилась та ночь весной 1999 года, когда, разбив на выборах в пух и прах своего бывшего подчиненного Биньямина Нетаниягу, Барак стоял на сцене на площади Рабина, обещая израильтянам «рассвет нового дня». Нава стояла рядом с ним и ее растерянная улыбка говорила о том, что ей предстоит серьезное испытание.
После переезда в иерусалимскую резиденцию главы правительства она сразу отказалась от большинства протокольных обязанностей жены премьера и занялась исключительно общественной деятельностью: помогала трудновоспитуемым подросткам и родителям детей с «синдромом Дауна». Оказывала необходимую помощь таким общественным организациям, как Ассоциация борьбы с онкологическими заболеваниями, Ассоциация борьбы со СПИДом, помогала в сборе пожертвований больнице «Шиба» и медицинскому центру им. Рабина.
Наутро после выборов супруги Барак спустились в гостиничном лифте, намереваясь нанести первый визит родителям Эхуда Барака в кибуце Мишмар ха-Шарон. Начальник охраны обратился к Наве, направляя ее к машине: «Госпожа супруга главы правительства, пожалуйста!» На что Нава сказала: «Называйте меня просто Нава».
Вне всякого сомнения это было разительной и освежающей переменой после «королевских почестей», которых требовали для себя ее предшественницы (Лея Рабин и Сара Нетаниягу). И в самом деле, Нава Барак очень быстро показала себя сердечным человеком, лишенным всякой позы, чье поведение воспринималось публикой, как совершенно естественное и абсолютно правильное.
Было ощущение, что именно этого народ и ждал от супруги главы правительства: она редко бывала в его канцелярии и не была связана ни с какими внутренними конфликтами, которых там хватало за 20 месяцев пребывания ее мужа на посту премьера. Она не присоединялась к официальным визитам мужа, а появлялась лишь там, где это требовалось по протоколу. Роль и статус супруги главы правительства были для нее важны, но она избежала опьянения силой и властью, которые в них кроются. Она никогда не вмешивалась в дела мужа, и газетные отчеты о ее поведении всегда носили позитивный характер.
Нава Барак и раньше укрывалась от внимания СМИ, а после того, как она перестала быть супругой главы правительства, о ней и вовсе забыли. В 2003 году они с Бараком развелись, и каждый вступил во второй брак. Теперь она носит двойную фамилию Барак-Зингер.
Как написала одна из газет, «пять месяцев спустя трудно сказать, что для бывшей супруги бывшего главы правительства жизнь остановилась. Скорее, наоборот. Она стала заметной общественной фигурой, украшающей своим присутствием важные благотворительные мероприятия, торжественные премьеры и многолюдные званые ужины... Она увеличила свою общественную деятельность и по сути сделала ее основной в своей жизни. Как сказала одна из ее подруг, «после развода она вышла из своей раковины. Все годы с Эхудом она жила для него, теперь она живет для себя. Она – Нава Барак нетто».
Владимир Лазарис, «Детали». Фото: Яаков Саар, GPO https://detaly.co.il/zheny-izrailskih-premerov-8-nava-barak/?fbclid=IwAR1fpPcJIVvNprBxDnjnbcwokEcIHaUUorAQBM7nxXA-L39kB1B6aIh1lDQ