Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Саки, от слова Щит(σάκος — щит больших размеров Гомера) по Стефану Византийскому. Саккос священников

Саки, от слова Щит(σάκος — щит больших размеров Гомера) по Стефану Византийскому. Саккос священников.
Греч. σάκος — щит (больших размеров), защита, прибежище’. Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне. «Из оборонительного оружия и персы и саки применяли огромные плетеные щиты из прутьев фигового дерева. Щиты эти устанавливались на поле боя, на деревянных подпорках. Они имели размеры 150 на 60 см, жердяной каркас, плетеную прутяную основу и кожаное покрытие». Стефан Византийский писал:
«Саки — народ; так называют скифов от доспехов (щит), потому что они изобрели его».
В «Илиаде» щит лишь описан. Собственного названия такой щит в «Илиаде» не имеет. В Гомеровском эпосе фигурируют два названия для щита: «сак» (σάκος) и «аспис» (ασπίς).
( Вероятно, именно вероятно, ασπίς -от слова змея, и в таком контексте сак и аспис- синонимичны, ведь и саки( как и все скифы были порождением Змеи-Дракона, Эги́да (др.-греч. αἰγίς) — мифическая накидка из козьей шкуры, принадлежавшая Зевсу и обладавшая волшебными защитными свойствами. По Мусею, эгидой была шкура выкормившей Зевса козы Амалфеи, и он сделал из неё щит во время войны с титанами.По поверьям древних греков, дочь Зевса Афина носила эгиду в качестве части своего одеяния, прикрепив к ней изображение головы горгоны Медузы. и тут, Горгона Медуза и Аспис-Змея выступают фактическими синонимами ). Близкое по смыслу и значение к Эгиде выступает и САККОС, облачение арихиреев.
Так вот щит Аякса всегда (а Ахилла — почти всегда) именовался первым термином , т. е. башенный щит был терминологически заслонен дипилонским — тоже, хотя и менее, архаичным. Изображения подобных щитов неоднократны в крито-микенском искусстве. Прутья при плетении могли пропускаться через отверстия в этой деревянной раме, хотя это и не более чем гипотеза. В этом случае прочностные характеристики такого щита повышались еще больше, причем он ведь мог быть покрыт и не одной шкурой, а иметь покрышку из нескольких выделанных и соединенных между собой кож. В этом случае прочность такого щита вполне могла соответствовать прочности щитов кафров-зулусов XIX века, которые выделывались из кожи носорога и гиппопотама и выдерживали удар когтистой львиной лапы!
Щит на фреске из дворца в Кноссе (около 1500 – 1350 гг. до н.э.) и представленная справа реконструкция (художник Джузеппе Рава; у воина из Феры [Санторин] на переднем плане «восьмеркообразный» щит)

Щит на фреске из дворца в Кноссе (около 1500 – 1350 гг. до н.э.) и представленная справа реконструкция (художник Джузеппе Рава; у воина из Феры [Санторин] на переднем плане «восьмеркообразный» щит)

Фреска из так называемого «западного дома», из Акротири с острова Санторин. На фреске в ее верхней части хорошо видны воины в шлемах из кабаньих клыков с большими, в рост человека прямоугольными щитами, покрытыми разноцветными бычьими шкурами. Такой щит должен был служить воину прекрасной защитой, но и наличие его говорит о многом. Одному воину иметь такой щит смысла не имеет! Только множество воинов с такими щитами, построившихся в фалангу, имеют смысл на поле боя.



Как видно, даже прическа, с бритой головой и волосами на затылке, была принесена предками скифов-саков на Крит.

Вывел и в бой предводил Элефенор, Ареева отрасль,
Сын Халкодонов, начальник нетрепетных духом абантов.
Он предводил сих абантов, на тыле власы лишь растивших,
Воинов пылких, горящих ударами ясневых копий Илиада,Гомер
Как видно, еще Гомер упоминает о такого рода прически-бритая голова и волосы лишь на затылке.

В греческих мифах упоминаются землерожденные гиганты, родившееся из зубов дракона, отличавшихся огромным ростом, и тем, что они наполовину были змеями. Сами пропорции тела в крито-микенском искусстве говорят о том,что изображались крайне высокие люди астенического телосложения. А змеи были крайне чтимы на Крите.

Критская жрица в башлыке, статуэтка 16 в.до н.э.
Индоевропейцы попадают в Средиземноморье в начале III тыс. до н.э., принеся не только серую керамику и обычай боя на колесницах, прически, с обычаем бритья головы, но как видно, и громадные ростовые щиты, называемые у Гомера САК( σάκος )



В эпоху поздней античности галльский поэт и ритор Сидоний Аполлинарий в панегирике, посвященном императору Авиту (455–456 годы).
vincitur illic / cursu Herulus, Chunus iaculis, Francusque natatu, Sauromata clipeo, Salius pede, falce Gelonus(«Превзойден там (тобою – то есть Авитом, Сидоний обращается к Авиту, в верховой езде герул, в метании дротика гунн и в плавании франк, во владении щитом сармат, в движении салий, во владении серпом гелон» [Luet- johann, 1887, 209– Sidon. Apoll. Carm. VII. vv. 235–237])
То есть, сарматы, как часть скифов-саков, называются непревзойденными в пользовании щитами. Вероятно, и САККОС священников происходит от этого же слова,и эгидии Афины- Паллады
Источники:
СоловьевС.Ю. Крито микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века
ПУТЬ ДИОНИСА, И ПУТЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО, КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТОГО ПУТИ
Соловьев С.Ю.
Аллея науки. 2018. Т. 3. № 7 (23). С. 58-62.  https://zen.yandex.ru/media/historyrus/saki-ot-slova-scit--scit-bolshih-razmerov-gomera-po-stefanu-vizantiiskomu-sakkos-sviascennikov-5f3ca018ac3b2b3aeda9501c
Tags: евреи и Израиль, загадки истории, искусство и культура, история, мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments