Появление конницы подорвало позиции колесниц, но отнюдь не везде. В восточных империях, располагающих регулярными армиями, интерес к этому виду вооружений даже возрос. Ведь, помимо конницы в I тысячелетии до н. э. появилась ещё и тяжёлая пехота. Именно гоплиты, а не гордые всадники, судорожно сжимающие коленями бока низеньких лошадок (до изобретения стремени на рослого коня было не влезть), становились главной силой войска. С панцирной пехотой, не боящейся обстрела и не расступающейся перед кавалерией, нужно было что-то делать.
Лучшие воины железного века – ассирийцы – являлись изобретателями верховой езды и первыми в мире стали создавать конные отряды. Но они же, понимая преимущества и недостатки конницы, решили превратить колесницы в ультимативное средство против фаланги. Если пехота не расступится перед огромными колесничными конями – тем хуже для неё. Для расширения полосы поражения наездом к бортам трёхместной повозки стали крепиться кривые лезвия. И эффективность серпоносных колесниц действительно оправдала, как самые смелые ожидания, так и внушительные затраты. Для производства повозок на царские мануфактуры, помимо редкого в те времена железа, свозились ценные породы дерева со всего Ближнего Востока. В мирное же время, общественно одобренными занятиями представителей военного сословия Ассирии являлись: участие в гонках на колесницах, цветоводство, коллекционирование глиняных «книг», а также наблюдение, осуществление и изобретение новых пыток. То есть, по важности практика в управлении этим мощным оружием ставилась даже выше умения подрезать розы и навыков стихосложения. О пытках и речи нет. Это все ассирийцы умели.
Позже, в армии Ахменидов колесницы уже не играли заметной роли. Но, именно персы довели до совершенства конструкцию и тактику их применения. Доспехи, защищающие лошадей; цельнолитые бронзовые колёса, не разлетающиеся на камнях; направленные вперёд острия на дышлах, и замена «серпов» укреплёнными на ступицах вращающимися клинками серьёзно повысили ударную мощь колесниц.
Главным же открытием персов стала практика использования колесницы не вместо кавалерии, а вместе с ней. Пара серпоносных танков качественно усиливала отряд из сотни конников. Сами-то колесницы почти не наносили прямого урона, – на любой местности пехота без труда находила препятствия для колёсного транспорта непреодолимые. Зато, кавалерия шанса не упускала. Разбегаясь от железных чудовищ, гоплиты становились лёгкой добычей.
Тем не менее, проходимость штурмовых колесниц не выдерживала критики, а вес настолько возрос, что на марше их приходилось тянуть волами, запрягая лошадей лишь перед боем. И в IV веке до н. э. персы отказались от колесничных войск в пользу закованных в железо катафрактов. Позже, парфяне, заимствовав у предшественников идею сидящего на бронированном коне всадника с длинным копьём, сумели очень сильно огорчить сынов великого Рима. Но у римлян, в отличие от македонцев, собственной тяжёлой конницы не имелось. Так что, персы быстро пожалели о поспешном решении.
В 331 году до н. э., когда Александр Великий переправился через Тигр, персы вспомнили о пылящихся на складах колесницах. Но тогда к сотне выведенных на поле боя под Гавгамеллами повозок уже не имелось ни обученных экипажей, ни подходящих коней. В атаку на лучшую пехоту эпохи колесницы двинулись робкой рысцой. Македонцы же, не отступив ни на шаг, захватили их все! Но пока они с увлечением поражали стрелами возниц, а затем, охватив повозки с боков, кололи сариссами лошадей, как-то незаметно подкралась персидская фаланга. И очень нехорошо получилось. Если бы Дарий III сквозь тучи пыли мог видеть свои войска, с двух направлений (катафракты тоже отличились) вступающие во вражеский лагерь, он бы не поспешил бежать с поля боя, а подождал бы чем дело кончится.
И, кстати, бежал Дарий именно на колеснице. В основном утратив уже боевое значение, упряжки продолжали служить в качестве личного транспорта высшего командного состава. Серпоносная колесница могла эвакуировать полководца с поля боя максимально быстро и даже сквозь толпы врагов.
Едва не потерпев катастрофическое поражение от оружия, вроде бы, безнадёжно устаревшего, македонцы сделали выводы, и в дальнейшем серпоносные колесницы поступили на вооружение армий эллинистических государств. Но былую славу уже не вернули, ибо сердца государей завоевали слоны. В частности потому, что тактика использования слонов проще, а полководческие способности потомки македонских генералов быстро растеряли. Взаимодействие родов войск больше не практиковалось, а сражения стали зеркальными: слоны против слонов, конница против конницы, метальщики против метальщиков, фаланга против фаланги. Какое место в боевом порядке должны занять серпоносные колесницы, которые друг против друга выпускать бессмысленно, царям понятно не было.
Тем не менее, на берегах Чёрного моря слоны не прижились, и в 67 году до н. э. Митридат Понтийский при Зеле вырезал римскую армию именно колесницами. Как это у него получилось, стратеги Вечного города не поняли. А вопрос казался принципиальным. И, дабы раз и навсегда прояснить ситуацию, через 19 лет Юлий Цезарь, которому на колесницы вообще не везло по жизни, вынужден был поставить следственный эксперимент. Явившись на то же место, римляне заняли прежнюю позицию, благо, она была удачно прикрыта склоном, с их точки слишком крутым, чтобы тяжёлые штурмовые повозки могли преодолеть его. Эксперимент позволил установить, что римская точка зрения не учитывает качественное превосходство боспорских коней. Когда когорты бросились врассыпную от молотящих копыт и сверкающих на ступицах клинков, Цезарь даже задумался не выпить ли яду. Но преждевременно. Колесниц у Фарнака II было совсем немного, а другие войска, следуя канонам эллинистической тактики, вмешиваться не спешили. Справившись с паникой, закалённые в боях легионы справились и с ситуацией. Да так быстро, что Цезарю только и осталось сказать: «Veni, vidi, vici». https://zen.yandex.ru/media/drevniykavkaz/komandnyi-sostav-armii-karfagenskoi-imperii-5eef86ebe24705067fe96df7 Экзотические вооружения: Поздние и восточные боевые колесницы
После конфуза при Гавгамеллах, когда при активном участии колесниц Дарию буквально чудом удалось вырвать поражение из пасти уже свершившейся победы, Александр Великий двинулся искать приключений дальше, и продолжил знакомство с колесничной тактикой уже в Индии. Правда, без прежних эксцессов.
В армии первого же встречного царя Пора наличествовало 300 колесниц. Но не штурмовых, а лёгких. Так что, на фоне боевых слонов македонцы едва заметили их. Да и сами индусы не относились к колесницам серьезно, используя этот вид войск, главным образом, как средство быстрой переброски лучников. Скоро после македонского нашествия колесницы в Индии были полностью вытеснены взаимодействующей со слонами конницей.
Иная ситуация сложилась в Китае, ибо слоны там не водятся. Только китайцы пытались использовать колесницы даже после появления стремени. Которое изобрели они сами, чтобы научиться ездить верхом и победить гуннов. Что и было достигнуто, однако, с несколько неожиданными последствиями: в результате, сильная кавалерия появилась везде, кроме самого Китая.
Колесницы оставались главной силой китайских армий, как минимум, до II века новой эры. Преобладали в Поднебесной, как и в Индии, повозки для перевозки лучника – лёгкие, двухместные. Но встречались и очень оригинальные модели: командирские колесницы-башни; квадриги-транспортёры с широкой коляской на 4-5 человек. К «колесницам» же (если иметь в виду терминологию) китайцы причисляли также и транспортные фургоны. Но серпоносные колесницы, тем не менее, на востоке отсутствовали, поскольку ни сами китайцы, ни их враги-кочевники, тяжёлой пехотой не располагали.
На западе же, в римское время и позже – в средние века – мыслители иногда возвращались к идее боевых колесниц. Появлялись оригинальные проекты упряжек с огнемётом, ствол которого проходит между коней. Или колесниц без коляски, а только с осью и серпами. Погонщик в этом случае размещался на спине одной из лошадей. Но нет оснований полагать, что подобные повозки строились и использовались. Появление хорошей тяжёлой конницы, тем более, после изобретения стремени, сделало дорогую, неудобную и опасную колесницу ненужной.
Причислять гуситские боевые телеги, позднесредневековые «батареи», а тем более тачанки начала прошлого века к «потомкам колесниц» неправомерно. Все эти повозки использовались на войне, но имели совершенно иное назначение.
Другие статьи об исторических парадоксах и фактах, необычных видах вооружений, мифах военного дела https://zen.yandex.ru/media/id/5dcfb8b4452197271c9be3ae/ekzoticheskie-voorujeniia-serponosnye-kolesnicy-5ef7301105fe8151d6f1a6c1