Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Почему летописцы осуждали Дмитрия Донского, отдавшего Москву на растерзание Токтамышу?

Почему летописцы осуждали Дмитрия Донского, отдавшего Москву на растерзание Токтамышу, а мы его за это превозносим?
Сегодня мы попробуем выяснить, почему герой Куликовской битвы князь Дмитрий Донской сбежал из Москвы, узнав о приближении Токтамыша.
Дмитрий Донской (версия художника). Фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc
Дмитрий Донской (версия художника). Фото: https://avatars.mds.yandex....

Дмитрий Иванович Донской - "человек-загадка". Во времена Дмитрия Донского, к великому сожалению для потомков, серия ЖЗЛ ещё не издавалась, и мы не можем взять с полки биография московского князя, чтобы точно узнать, почему он не защитил Москву от страшного врага.
В распоряжении ученых есть парочка источников (о них речь пойдет ниже), откуда можно извлечь отдельные крупицы истины. В свое время, изучая их, Н.И. Костомаров подметил, что
"по некоторым чертам можно даже допустить, что он [Дмитрий Донской - ред.] был человек малоспособный и потому руководимый другими".
И вот этот "малоспособный" человек, который из-за своего высокого ранга должен был постоянно принимать решения, сталкивается с чертовски сложной проблемой. Он вдруг узнает, что к Москве стремительно приближается грозный хан Токтамыш, и что это приближение не несет Москве ничего хорошего.
Дмитрию нужно было на что-то решиться и как-то поступить. Например, он мог вспомнить, что в христианской традиции князья считаются "пастырями" народа и должны разделять судьбу своей "паствы". Исходя из этого, он мог поступить, как поступит вскоре византийский император Константин, принимая смерть от турок при защите Царьграда.

"Цесарь" Константин не поддался на уговоры свиты и принял решение остаться в осажденном в городе, говоря всем: "Да умру здесь с вами" ("Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году"). Дмитрий Иванович Донской поступил иначе.
Москвичи решают умереть, но не сдаваться. Фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia
Москвичи решают умереть, но не сдаваться. Фото: https://upload.wikimedia.or...
Сразиться и умереть или спрятаться и выжить. Традиционная версия событий гласит, что Дмитрий Донской "выехал из столицы [в Кострому] для сбора ратных сил" (Очерки истории СССР. Период феодализма). Есть также гипотеза о том, что в Москве назревало народное восстание, и великий князь поспешно унес оттуда ноги (Л.В. Черепнин).
Эти и другие исторические "концепции" построены на сообщениях двух источников: Троицкой летописи и "Повести о нашествии Токтамыша", написанных не позднее 1409 года. "Повесть" основана на летописи, то есть автор просто расширил и интерпретировал летописный материал. И вот что интересно, в этой своей интерпретации он - в отличие от советских академиков и современных "патриотов" - безоговорочно осудил поступок великого князя.

С точки зрения повествователя, отъезд Дмитрия Ивановича из Москвы был настолько поспешен и непонятен москвичам, что сразу после этого в столице начались брожения и беспорядки. Истинным защитником города в "Повести" становится (как и в реальных событиях) литовский князь Остей, который, по сути, обрекает себя на смерть ради защиты православных от страшного и жестокого врага.
А что же Дмитрий Иванович? Он в это время вроде бы начинает “совокуплять" полки, но как-то быстро отказывается от этой идеи. На совете с князьями и воеводами выясняется принципиальная разница мнений (“разность в князех”). Иначе говоря, мало кто из сильных мира сего хотел добровольно совать голову в петлю. Дмитрий Донской, похоже, принадлежал к их числу. Поэтому он поспешно сложил с себя полномочия народного защитника и отбыл в Калугу пить чай с малиновым вареньем.
Штурм и гибель Москвы в 1382 году. Фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/

Штурм и гибель Москвы в 1382 году. Фото: https://upload.wikimedia.or...        За благоверного героя Куликовской битвы пострадал князь Остей, пострадали все москвичи, истребленные Токтамышем, пострадали жители Переяславля, Коломны, Серпухова, Дмитрова, Владимира и Юрьева, разоренных и разрушенных татарами. А воинскую доблесть, кроме Остея, показал ещё князь Владимир Андреевич. Он выехал из Волока и разбил крупный татарский отряд. Как писал Н.И. Костомаров,

"этот подвиг так подействовал на хана, что он начал отступать назад к Рязанской земле, опасаясь, чтобы русские, собравшись с силами, не ударили на него".
Но собирать их было некому. Дмитрий Иванович тихо сидел в Коломне и боялся высунуться из своего терема.
Вам может понравиться:
Монголы истребляли завоёванную знать: за что же они пощадили русских князей?Какого хана Золотой Орды смертельно боялись русские князьяПочему Куликовская битва была недопустимой ошибкойВойна с булгарами 1120 г.: страница истории, о которой стесняются писать правдуПочему князья возвращались из Орды другими людьми.   https://zen.yandex.ru/media/istok/pochemu-letopiscy-osujdali-dmitriia-donskogo-otdavshego-moskvu-na-rasterzanie-toktamyshu-a-my-ego-za-eto-prevoznosim-5f5648612bf8ae1b72eb37a5
Tags: аналитика и публицистика, биографии, искусство и культура, история, люди и этносы
Subscribe

  • Михаэль Дорфман. СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ?

    Михаэль Дорфман СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ? КТО СКАЗАЛ, ЧТО СИОНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ? К…

  • Михаэль Дорфман. Евреи и не евреи

    ЕВРЕИ И НЕ ЕВРЕИ Михаэль ДОРФМАН Прекрасный американско-еврейский писатель, профессор-политолог Йельского и Колумбийского университетов Лео…

  • Как в Израиле отменяли идиш

    Как в Израиле отменяли идиш На одном из спектаклей театра «Идишпиль» В воскресенье, 18-го июля 1948 года редактор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments