Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Category:

Кто такие некрасовцы? Почему они, эмигрировав в Турцию, пошли служить султану, а потом вернулись

Кто такие некрасовцы? Почему они, эмигрировав в Турцию, пошли служить султану, а потом попросились обратно в Россию

Эта история началась с усмирения Петром I казачьей вольности на Дону. Не желая терять обретенную там свободу, казаки подняли бунт. Восстание было подавлено. Часть казаков, под предводительством атамана Игната Некрасова, спаслась, уйдя на территорию Крымского ханства.


Хан Девлет-Гирей принял их на условии выставлять 500 полностью экипированных всадников для участия в военных походах. Хан в ту пору находился под протекторатом турецкого султана. Атаману Некрасову сделать это было не сложно, поскольку казаков, ушедших вместе с семьями на чужбину, у него насчитывалось более восьми тысяч человек.
В конце XVIII века, когда Турция утратила суверенитет над Крымским ханством, некрасовцы перебрались в восточную Фракию и на берег Мраморного моря. Султан оставил им все привилегии, которыми они пользовались у крымчаков, и платил жалование.

Жили некрасовцы общинами по заветам, оставленным им атаманом Игнатом Некрасовым. Он завещал:


  • не покоряться московским царям

  • не стрелять в русских

  • не ссориться с турками

  • ходить на круг, где принимались важные решения

  • почитать родителей

  • вступать в брак только со своими единоверцами


Завет «не стрелять в русских» часто не выполнялся. Некрасовцы в ходе турецких завоевательных походов участвовали в разорении российских деревень и даже брали пленников, которых продавали туркам в рабство. В бой они всегда шли впереди под зеленым знаменем, украшенным восьмиконечным старообрядческим крестом.
Турки называли некрасовцев своими именами. Наиболее популярным было «и'нат-казак». В первом слове сразу просматривается имя атамана (звук «г» в турецком языке часто редуцируется). Тем не менее, inat по-турецки означает своенравие и упорство - подходящая характеристика для донских казаков. Кроме того, из-за черной одежды некравсовцев также называли «kara-ignatlar» (черные игнаты).
За участие в завоевательных походах турок некрасовцы получали жалование от султанов.

Жили они своими общинами в окружении мусульманского населения, не забывая соблюдать христианские обряды, традиции и заветы атамана. Молились в возведенных часовнях. В свободное от военной деятельности время занимались рыбным промыслом, продавая излишки туркам.

Первая волна возвращения некрасовцев в Россию произошла, когда им стало известно о смягчении отношения к старообрядцам и прощении их проступков в прошлом. Тем более что в Турции перед первой мировой войной стали притеснять иноверцев – повышали налоги и призывали на службу в армию. Чтобы избежать насильственного призыва, часть казаков выехала в Россию. Разрешения поселиться на Дону они не получили и были направлены на Кавказ в Грузию.

Реиммиграция казаков-некрасовцев продолжалась и в советские годы. Тем более что завет их атамана «не покоряться московским царям» уже не действовал. Оставшиеся в Турции полторы тысячи человек вернулись на родину только в 1962 году. Их расселили в Ставропольском крае, где они стали работать в колхозах. Некрасовцы и на родине сохранили старый бытовой уклад жизни, продолжали носить бороды и нательные кресты, крестить детей и ходить в церковь.
За многие годы проживания на турецкой земле они переняли её местные блюда, музыку и сказки.
P.S. Турецкие янычары – личная гвардия османских султанов. Чем они были так похожи на запорожских казаков https://zen.yandex.ru/media/turks/kto-takie-nekrasovcy-pochemu-oni-emigrirovav-v-turciiu-poshli-slujit-sultanu-a-potom-poprosilis-obratno-v-rossiiu-5f46710fc881190185bce06b
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Михаэль Дорфман. СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ?

    Михаэль Дорфман СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ? КТО СКАЗАЛ, ЧТО СИОНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ? К…

  • (no subject)

    ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНООГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ДВУХ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВОЙНА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО МОЗГА, С ПОЗИЦИЙ ВНУТРЕННИХ…

  • (no subject)

    СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС: КОМПЬЮТЕРНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО И ЕГО ПРИРОДА В УСЛОВИЯХ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ. לֹא, תִּגְנֹבוּ;…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments