Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

За чей счет оплатить кризис? Кто будет получать меньше?

AP Photo/Mahmoud IlleanAP Photo/Mahmoud Illean.
За чей счет оплатить кризис? Кто будет получать меньше?
Сами ПерецСами Перец
Один из непосредственных выводов из кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, касается важности инвестиций в систему общественного здравоохранения после многих лет, когда резко росли частные расходы на здравоохранение.

Но этот вывод противоречит одному печальному обстоятельству, обнаруженному во время кризиса – некоторая часть ультраортодоксального общества открыто нарушает правительственные указания, ставит под угрозу общественное здоровье и демонстрирует, насколько низок у них уровень солидарности с остальным обществом. Это – серьезная угроза способности Израиля предоставлять развитые социальные услуги. Как можно проявить солидарность с теми, кто нарушает правила карантина и социальной дистанции и увеличивает риск заражения других?

Профессор Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии и один из самых крупных экономистов прошлого века, сказал, что Израиль не может быть государством всеобщего благосостояния, потому что здесь много групп, ненавидящих друг друга. Он сделал вывод, что в таком месте будет работать только свободный рынок. Это было в 1970-е годы, и с тех пор Израиль прошел долгий путь от социализма с его недугами к капитализму с его недугами.
Уровень государственных расходов на социальные услуги в Израиле ниже, чем в среднем по странам OECD, при этом в последние два десятилетия наблюдается рост частных расходов на здравоохранение и образование. Те, кто может себе это позволить, покупают лучшее образование и здравоохранение, не удовлетворяясь тем, что предоставляют государственные системы. Проблема в том, что эти системы имеют решающее значение для надлежащего функционирования экономики и сохранения социального мира,  поэтому они должны оставаться общественными и государственными.

Корона-кризис в самом разгаре, и мы еще не дошли до того момента, когда нам придется за него расплачиваться, а это будет чудовищная цена. Когда наступит этот момент, возникнут вопросы, как распределяется бремя, о характере политики социального обеспечения и о степени солидарности, которую необходимо проявлять по отношению к тем, кто не сотрудничает с общественным здравоохранением и не выполняет его требований.
Те, кто считал, что различия между израильским обществом в целом и его ультраортодоксальным сектором выражаются только в изучении в школах базовых предметов, неравенстве в бремени военной службы и степени интеграции на рынке труда, обнаружили, что они касаются и восприятия источников авторитета и власти. Причем даже во время серьезного кризиса, который имеет последствия для здоровья и экономики всего общества.
Непосредственный инстинкт экономистов и политиков состоит в том, чтобы угрожать отказом в выделении бюджета образовательным учреждениям, нарушившим постановления правительства. Вряд ли политики (министр здравоохранения Юлий Эдельштейн и министр юстиции Ави Ниссенкорн, которые уже пригрозили это сделать) смогут это выполнить. Нынешнее правительство Нетаниягу не пойдет на это, как и любое другое правительство, возглавляемое им, из-за того союза с ультраортодоксальными партиями, которое заключил Нетаниягу. Не может быть и речи о жестком правоприменении со стороны полиции, поскольку это может привести к кровопролитию.
Вопрос о том, как вести себя по отношению к ультраортодоксальному сектору, не будет решен, когда появится вакцина от «короны», напротив, он обострится и сосредоточится на экономических аспектах. Придет момент, когда от государства потребуется заняться государственным долгом и дефицитом бюджета, с одной стороны, и необходимостью инвестировать в системы здравоохранения и образования, с другой.

Эти вызовы потребуют повышения налогов и сокращения расходов. За чей счет это делать? Кто будет получать меньше социальных услуг? Это – полемика, которую мы будем вести, когда закончится кризис.
В этой полемике общественное настроение явно будет против ультраортодоксов. Израильское общество уже смирилось с их выбором не служить в армии и отказаться от изучения базовых предметов в школах, но ему трудно смириться с безответственным поведением в отношении рекомендаций по охране здоровья.
Ультраортодоксы до сих пор были способны максимизировать свою политическую силу, но они могут обнаружить, что их поведение во время корона-кризиса создает новую политическую карту, на которой у них будет меньше власти, а у израильской публики – меньше терпимости и ресурсов для финансирования их образа жизни. Они нанесли вред не только себе, но и способности проводить в стране развитую политику социального обеспечения.
Сами Перец, «ХаАрец», И.Н. AP Photo/Mahmoud Illean  https://detaly.co.il/solidarnost-s-kem-s-temi-kto-plyuet-na-ostalnyh/?fbclid=IwAR1mNSh1H8W6xCVlZXsW-RmzXIzK1YkGc_ruSs05XG8JviAq_8Mfs9LFvf4
Tags: аналитика и публицистика, евреи и Израиль, современность и политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments