Так изменила статус «непризнанная республика» евреев
Борис Ентин.
В этот день 103 года назад, 2 ноября 1917 года, министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур направил представителю британской еврейской общины лорду Ротшильду письмо, в котором от имени правительства Его величества выразил поддержку идее создания национального очага для еврейского народа в Палестине. Этот документ, вошедший в историю как декларация Бальфура, обозначил новый этап в истории сионистского движения.
Это уже впоследствии многие начали обращать внимание на расплывчатость формулировок британского министра. Что, собственно, означает, «национальный очаг»? Независимое государство? Автономию под сенью британского протектората? Отдельное территориальное образование в составе некой арабской монархии? В принципе, это могло быть и то, и другое, и третье. И расплывчатость формулировок декларации Бальфура еще не раз аукнулась в будущем.
Но тогда, в ноябре 1917 года, мало кто обращал внимание на эти детали. Шла Первая мировая война, и Османская империя на Ближнем Востоке терпела поражение за поражением. Английские войска уже захватили Беэр-Шеву, Газу и Яффо и готовились к наступлению на Иерусалим. Власть в Палестине абсолютно осязаема переходила в новые руки. В этом контексте декларация Бальфура прозвучала, как исполнение древних пророчеств.
Под турецкой властью в Эрец-Исраэль евреи были своего рода «непризнанной республикой». Многие из репатриантов вообще не имели никаких местных документов и жили на территории Османской империи без официального разрешения – просто за «бакшиш» полицейским и чиновникам. Декларация Бальфура придавала присутствию евреев в Эрец-Исраэль легальный статус, как признание их прав не только новой властью, но и международным сообществом. Лиги наций еще не существовало, и Британская империя, над которой никогда не заходила солнце, представляла если не весь мир, то значительную его часть.
Все предыдущие попытки добиться каких-то результатов на этом направлении успехов не приносили. Ровно за 19 лет до подписания декларации Бальфура, 2 ноября 1898 года, Теодор Герцль встретился в Иерусалиме с кайзером Германии Вильгельмом. Герцль надеялся, что немецкий монарх поддержит идею о переселении евреев в Палестину и поможет убедить в этом турецкого султана. Кайзер, в принципе, не возражал. Но и не сделал ровным счетом ничего для того, чтобы помочь воплощению этой идеи.
Сообщение о подписании декларации Бальфура появилось в газете «Таймс» в тот же день, что и сообщение о большевистском перевороте в России. Второе событие, не имевшее прямого отношения к сионистскому движению, повлияло на его судьбу не в меньшей степени. После того, как в России разразилась гражданская война, из страны хлынул массовый поток беженцев. По разным оценкам, с 1917 по 1921 страну покинули около 2 миллионов человек. Это процесс затронул и десятки тысяч российских евреев, ставших жертвами погромов и репрессий против сионистов (в преследовании которых деятельное участие принимали евреи-большевики). С 1918 по 1923 годы в Палестину прибыли 35 000 евреев – около 70-ти процентов из них составляли репатрианты из бывшей Российской Империи. Их прибытие стало залогом воплощения декларации Бальфура – создания еврейского «национального очага» в Палестине. Который с 1948 года носит форму независимого государства.
Борис Ентин, «Детали»˜
На фото: граф Артур Бальфур. Фото: Wikipedia public domain https://detaly.co.il/tak-izmenila-status-nepriznannaya-respublika-evreev/