Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Крестьяне и извозчик, не поверившие в кровавый навет

Menakhem_Meyndl_Beilis_with_his_family._Russian_Empire,_1910-s
Крестьяне и извозчик, не поверившие в кровавый навет
Борис ЕнтинБорис Ентин.
В этот день 107 лет назад, 10 ноября 1913 года, Киевский окружной суд вынес оправдательный приговор Менделю Бейлису, который обвинялся в ритуальном убийстве христианского мальчика Андрея Ющинского. Процесс по этому делу, продолжавшийся два года, стал одним из самых громких в дореволюционной России.


Он привлек к себе повышенное внимание и за рубежом. Да, и в Европе, и в Америке евреи тоже становились жертвами ложных обвинений на антисемитской почве. Но все же Дрейфуса судили за государственную измену, а Лео Франка – за изнасилование и убийство. Вряд ли кому-то во Франции или в США могло прийти в голову обвинить их в распитии христианской крови на Песах.
12-летний Андрюша Ющинский был убит 12 марта 1911 года, за две недели до наступления еврейского праздника. Сразу же после этого его родные, а также окружная прокуратора и полиция начали получать письма, в которых утверждалось, что мальчик стал жертвой ритуального убийства, совершенного евреями. Кровь убитого, подчеркивали авторы анонимных посланий, была использована для изготовления мацы.
Вскоре версия ритуального убийства перекочевала на страницы правой и черносотенной прессы. Киевская молодежная организация «Двуглавый орел» обратилась к губернатору с требованием выселить из города 3000 евреев. Фракция правых в Думе направила по этому поводу официальный запрос в МВД и министерство юстиции. Представляя его, депутат от Бессарабской губернии Владимир Пуришкевич заявил: «Известно ли министрам, что в России существует преступная секта иудеев, употребляющая для некоторых своих обрядов христианскую кровь? Если известно, то какие меры принимаются для полного прекращения существования этой секты, а также для обнаружения тех из них, кои участвовали в истязании и убийстве малолетнего Ющинского?»

Однако гораздо больше голосов раздавалось в поддержку Бейлиса. 30 ноября 1911 года было опубликовано составленное Владимиром Короленко «Обращение к русскому обществу», которое подписали 82 человека – в том числе, Максим Горький, Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и другие. В нем выражался решительный протест против возведения кровавого навета на евреев. Даже многие монархисты и националисты – такие, например, как Василий Шульгин, – возмущались характером предъявленных Бейлису обвинений.
Волна протеста прокатилась и по Европе. В начале 1912 года обращения в поддержку Бейлиса опубликовали представители немецкой интеллигенции (206 подписей), английские общественные деятели (240 подписей), французские деятели культуры (150 подписей). Среди тех, кто резко выступил против кровавого навета, были Томас Манн, Анатоль Франс, Герберт Уэллс и Герхард Гауптман, а также лорд Артур Бальфур, подписавший впоследствии историческую декларацию о создании еврейского национального очага в Палестине.
Но вынести приговор по этому делу должны были не представители либеральной интеллигенции, а киевские присяжные – крестьяне и чиновники, извозчик и почтальон. Они отказались поверить в кровавый навет. Суд доказал свою незавимость от власти. Бейлис был оправдан и немедленно освобожден. Уже спустя два месяца его вместе со всей семьей встречали в порту Яффо лидеры еврейского ишува, в том числе главный ашкеназский раввин Палестины Авраам-Ицхак Кук и Меир Дизенгоф.
Борис Ентин, «Детали»На фото: Бейлис с семьей. Фото: Wikipedia Public Domain  https://detaly.co.il/krestyane-i-izvozchik-ne-poverivshie-v-krovavyj-navet/
Tags: антисемитизм, биографии, евреи и Израиль, история, люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments