
Фото: Boaz Fradkin - www.boazfradkin.com.
"Мы евреи по Галахе, но не хотели идти в раввинат"
Ольга Черномыс
Евелина Бричко Мор («Евелина — в честь прапрапрабабушки Евы» — объясняет она) и Майк Мор– молодая пара из Тель-Авива, представители полуторного поколения русскоязычных израильтян, приехавших в страну детьми. Майку 36 лет, Евелине 28, они образованны, профессионально успешны и полностью интегрированы в современную израильскую жизнь. В феврале этого года они сыграли свадьбу – об этом событии мы и беседуем сегодня.
— Я знаю, что ваша свадьба была не совсем обычной – с одной стороны, полностью традиционная, а с другой – без участия раввината. У вас были какие-то проблемы с раввинатом, с документами?
М: Мы оба евреи по Галахе. Я полностью проверенный еврей уже в Израиле, моя мама делала ктубу здесь, во втором браке. У Эвелины, как в том анекдоте, только бабушку привести – и все понятно. У нас полный комплект документов. Мы просто не хотели связываться с раввинатом.
— Почему?
М: Это неприятная организация. Доказывать, что мы евреи, посылать фотографии кладбищ из России у нас не было никакого желания. И мы были наслышаны от друзей о том, как происходят все эти проверки, особенно русскоговорящих. Как только человек, говорящий на русском, заходит в эту организацию, начинается война. За три месяца до нас мой друг, полный еврей, с бабушкой и всеми делами — женился на девушке родом из США. Так вот его невеста провела в раввинате пять минут, а его проверяли две недели.
Е: Кроме того, у нас есть друзья, которые вообще не могут официально жениться в Израиле – те, где один не еврей, например. У нас есть однополые пары друзей, и это нереально – идти в организацию, где их людьми даже не считают. Они даже не могут записаться в МВД. Гетеросексуальные пары могут поехать на Кипр, а они и этого не могут сделать. И мы не хотим связываться с организацией, которая их дискриминирует.

— И вы могли сделать светскую свадьбу – уехать на Кипр или в Прагу.
М: Поначалу мы так и думали, поездка на Кипр была запланирована. Затем мы поняли, что все же хотим хупу – может быть светскую, может быть реформистскую. Искали раввинов — многие были заняты в этот день, потому что свадьба была назначена на красивую дату – 20.02.20. И однажды наткнулись в интернете на сайт организации «Хупот» , которая предлагает традиционные религиозные свадьбы, но не относящаяся к раввинату. Мы начали читать, и поняли, что можем сделать церемонию по всем ортодоксальным традициям без участия раввината.
«Хупот» — часть организации «Ашгаха пратит», созданной в 2012 году двумя раввинами, уроженцами США Аароном Лейбовичем и Чаком Дэйвисом. Оба принадлежат к либеральному течению современного ортодоксального иудазма. Сегодня около 16 раввинов проводят свадебные церемонии по ортодоксальным обрядам, в полном соответствии с указаниями и требованиями Галахи, даже тем, кого Главный раввинат Израиля не признает галахическими евреями.— То есть, вам все же было важно, чтобы все прошло по религиозным канонам?
— Главный раввинат – это бюрократическая машина, — говорит Лейбович. – Мы же хотим создать для вступающих в брак куда более человечные условия. Помочь людям жениться в соответствии с традициями еврейского народа.
М: Я приехал в Израиль в 10 лет и знаю, что в Советском Союзе евреи тянулись к религии. Даже свечку зажечь раз в год на Хануку было важно для сохранения традиции. Но с того момента, как я приехал, страна изо всех сил отталкивает меня — от религиозного истеблишмента. У меня с религией нет проблем, я приехал в Израиль, это мои корни, прошлое. Но мне не нужен на свадьбе дядька с черной бородой, в древнем костюме, который будет завывать, и его не будут интересовать ни я, ни моя будущая жена, а чтобы только я ему оставил чаевые в конце вечера.
Когда мы поговорили с «Хупот», поняли, что это нам подходит. Я ездил туда и до сих пор в шоке, как можно все сделать по-человечески. Нам дали папку, где все расписано, что и когда мы делаем, подробно, по шагам. Раввинат ведет себя так: мы знаем правду, мы тебе ее покажем, а ты ничто и никто. А здесь, наоборот, тебе дают всю информацию, и ты чувствуешь себя частью процесса.
— Вам не пришлось доказывать свое еврейство?
Э: Нет, у них совсем другой подход. Мы принесли бумагу из МВД, где написано, что мы евреи – как и было с момента приезда в Израиль. Затем у адвоката подписали обязательства: я еврей, не разведен, не коэн и так далее. Мы дали честное слово.
М: И у нас не было чувства, что кто-то нас пытается уличить в обмане. Мы – те, кто мы есть. И еще подписали брачный договор, который на иврите называется называется «теудат хаим бе-кавод» — договор о совместном проживании в уважении. Когда мы принесли его адвокату, она сказала, что такого красивого документа давно уже не видела. Он благородный, равноправный, хотя писали его религиозные люди.
— Но откуда вы его взяли?
Э: Этот договор был создан в Иудее и Самарии. Дело в том, что там очень маленькие общины. И если, не дай бог, случается развод – может дойти до настоящей войны кланов. Чтобы этого не случилось, заранее подписываются обязательства все решить мирно и честно, и тамошние раввины не готовы делать религиозные свадьбы без этого документа.
— А как быть с юридическим признанием брака?
М: Конечно, мы должны были зарегистрировать свой брак официально до церемонии или в течение двух недель после нее. Так что наша поездка на Кипр была первым этапом. . В теудат зеуте уже до свадьбы у нас было написано «женаты». Ведь по сухому израильскому закону человека, который проводит свадьбу не через раввинат, можно арестовать.
— Кто проводил вашу свадьбу?
Э: В «Хупот» нам предложили целый список, в котором есть мужчины и женщины — доктора философии, физики, много образованных людей, которые имеют право как раввины проводить церемонии. Я человек науки, химик – и я выбрала коллегу, профессора биологии из Кембриджа, израильтянина русско-американского происхождения Даниэля Кагановича.

С сайта организации «Хупот»:
Раввин Даниэль — профессор биологии, исследователь и преподаватель в области клеточной биологии и нейродегенерации. Он выпускник Гарварда и имеет докторскую степень Стэнфордского университета. Репатриировался в Израиль из США в 2008 году и в настоящее время живет со своей семьей к северу от Модиина. Он был рукоположен раввином Хаимом Бровендером и раввином Давидом Финком. Раввин Даниэль свободно говорит на иврите, английском и русском языках и особенно интересуется Торой, Галахой, еврейской мыслью и вином.
М: Мы познакомились с равом Даниэлем, нам очень понравились и он сам, и его подход. Мы пригласили как гостя с самого начала, и вообще он стал важной частью этого момента нашей жизни. Мы были на десятках свадеб и толком не знали, почему делают некоторые вещи, откуда такие правила, а он рассказывал, что по Галахе обязательно, а что нет.
Э: Я всегда воспринимала религиозные церемонии как очень шовинистские. Они были придуманы давно, когда статус мужчины был намного выше. А в «Хупот» подчеркивают равноправие. И при этом объясняют все детали. Например, я не хотела идти в микву – оказалось, что по Галахе это не обязательно. Хотела сделать обмен кольцами, как это делают во всем мире. Рав объяснил, что мужчина надевает кольцо, потому что он защитник и добытчик, а не потому, что «ты женщина и ты теперь его вещь». Обмен делать нельзя, но после того, как жених надевает мне кольцо, я могу позже подарить ему другое. Я была не согласна провести церемонию молча, и выяснилось, что это и не требуется — взаимный обмен клятвами в определенный момент может происходить.
М: Раввины из «Хуппот» – религиозные евреи, ультраортодоксам трудно к ним придраться, потому что они выглядят точно так же. Но мыслят они иначе. Их подход намного более приятный и правильный. Есть в церемонии обязательные элементы – «шева брахот», например. Или разбивание стакана. Но, оказывается, нигде в Галахе не написано, что это должен быть стакан – а что-то из светлого стекла, что напоминает о разрушении храма. Жених должен это сделать обязательно, но и невесте не запрещается.
Э: Я хотела, чтобы мы оба разбили по стакану, и рав сказал: пожалуйста, что хотите бейте, лишь бы оно было из белого стекла. Тогда мы купили длинную флуоресцентную лампу, завернули ее в фольгу и одновременно жахнули. Это было здорово.

М: И самое главное Я ни разу не чувствовал, что мне что-то пытаются продать. С первого момента нам сказали: раввину ничего платить не надо. И мы видели, что ему в кайф. Все, кто проводит свадьбы в организации – образованные семейные люди, ведущие полноценную интеллигентную жизнь, и они делают это потому, что считают своей миссию сделать евреям возможность сделать свадьбу без давления, без напряжения.
Э: После свадьбы мы можем, если хотим, сделать пожертвование в организацию, и получить квитанцию о том, что это благотворительный взнос. Но могли не дать и шекеля, и это ничего бы не изменило.

— Вы начали с мыслей о светском браке, а закончили ортодоксальной церемонией в обход раввината. Что в конце концов вам это дало?
М: Ощущение, что в стране, где истеблишмент и государство постоянно показывают мне, что я второсортный человек, я могу почувствовать себя евреем на своих условиях, и никто не будет мне делать одолжение. Если бы у нас был гражданский брак, мы бы пережили, но мы поняли, что сделали хорошо. И нам, и нашим родителям, и бабушкам-дедушкам, для которых это было важно. В какой-то момент так произошло в христианстве: чтобы жениться в церкви со священником, не надо быть религиозным. То же самое произошло и у нас: мы сделали религиозную свадьбу, потому что это часть нашей идентичности, мы этого не стесняемся. У нас получилось сделать все по-человечески, по-своему, сохраняя достоинство каждого из нас.
— Главный раввинат – это бюрократическая машина, — говорит Лейбович. – Мы же хотим создать для вступающих в брак куда более человечные условия. Помочь людям жениться в соответствии с традициями еврейского народа. https://www.relevantinfo.co.il/dont-want/?fbclid=IwAR2QxqY5nt3T9HwjbGy7dn5HxAdtHGjmQ9wHIrWHRuQdAJ_zQtbNJXH03e4