Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Пилот, спасший израильский самолет от угона, все еще борется против Лейлы Халед

Leila_Khaled_-_Bethlehem_wall_graffiti_2012-05-27_Wikimedia_commons
Пилот, спасший израильский самолет от угона, все еще борется против Лейлы Халед.
Ури Бар-Лев – единственный в мире пилот, который сорвал угон самолета террористами прямо в воздухе. Пятьдесят лет назад он остановил Лейлу Халед, которая вместе с напарником по Народному фронту освобождения Палестины захватила самолет компании «Эль-Аль», направлявшийся из Амстердама в Нью-Йорк. Сегодня он с горечью наблюдает, как Халед считают не террористкой, а борцом за свободу – и желанной гостьей в американских университетах. Историю Ури Бар-Лев и интервью с ним опубликовало американское еврейское издание Forward.

Ури 89 лет, он вышел на пенсию в 1996 году и с тех пор не покидал мошав Авихайль близ Нетании, где живет с детства. У него пятеро детей и семь внуков, он занимается пилатесом и цигун, много гуляет и читает книги из своей обширной библиотеки – в том числе написанную Лейлой Халед автобиографию «Мой народ будет жить».
«Я живу настоящим моментом, – сказал он, а затем добавил, имея в виду угон самолета: – но я не сомневаюсь, что это повлияло на меня».
Несмотря на то, что прошло более полувека, Бар-Лев вспоминает подробности того дня, когда самолет, который он пилотировал, подвергся атаке, с необычайной точностью.

К 1970 году угоны самолетов вот уже десятилетие были насущной реальностью. В ту же неделю, когда случилось нападение на самолет Бар-Лева, было совершено еще четыре попытки угона самолетов боевиками «Народного фронта». В то время правила Международной ассоциации воздушного транспорта предписывали пилотам подчиниться требованиям захватчиков, чтобы избежать жертв среди пассажиров.
Но в тот момент, как рассказал Бар-Лев в интервью годы спустя, он инстинктивно отверг эти приказы. В мгновение ока он заявил, что уступка требованиям злоумышленников может поставить под угрозу его пассажиров больше, чем отказ. Это было лишь одно из нарушений правил, на которые он пошел 6 сентября 1970 года.
Когда диспетчеры «Эль-Аль» сообщили ему, что на борту находятся два человека с гватемальскими паспортами, отмеченные как «подозрительные», Бар-Лев вызвал одного из двух вооруженных сотрудника ШАБАК в кабину пилота. Это также было нарушением инструкции: два агента под прикрытием должны были находиться в салоне самолета.
Когда загорелась лампочка, указывающая на то, что происходит угон, у пилота появилась идея.

«Когда я учился на летчика, а позже, когда я преподавал в летной школе, мы выполняли такое упражнение, – вспоминает он. – Вы можете использовать отрицательную перегрузку, результат ускорения самолета вниз – это работает, как в лифте».
По идее Бар-Лева, отправив самолет в свободное падение, он мог сбить террористов с ног, дав агентам ШАБАК возможность нейтрализовать их. Он рассудил, что пассажиры будут в порядке, потому что они были пристегнуты к сиденьям. И он был уверен, что Боинг 707, которым он управлял, мог выдержать такой маневр.
«Мозгом костей я знал, что мы сможем это провернуть», – вспоминает Бар-Лев.
Самолет падал со скоростью 3 километра в минуту в течение двух с половиной минут, а затем Бар-Лев вновь стабилизировал его. В результате маневра Халед, вооруженная двумя ручными гранатами, упала на пол, где ее и задержали. Один из сотрудников ШАБАК убил второго нападающего.

Когда угонщики были обезврежены, оказалось, что главный бортпроводник серьезно ранен. Правила предписывали, чтобы Бар-Лев развернул самолет и направил его в Тель-Авив. Однако он понимал, что раненный не переживет этот полет, и запросил разрешение на посадку в Лондоне.
Прибытие самолета в Лондон спровоцировало собственную драму: на борту был один мертвый угонщик, одна живая угонщица, два вооруженных офицера «Шин-бет» и пилот, нарушивший несколько авиационных правил.
Но еще более драматичным стало для Бар-Лева возвращение домой. Глава ШАБАК настаивал, что пилот должен быть уволен за нарушение инструкций. Тогда Бар-Лев обратился за помощью к премьер-министру Голде Меир, и только благодаря ее протекции сумел сохранить работу.
Британские власти освободили Халед три недели спустя в рамках обмена пленными. Атака 1970 года была ее второй попыткой угона самолета. В 1969 году она и еще один член «Народного фронта» угнали самолет, следовавший из Рима в Тель-Авив, направив его в Иорданию. Они взорвали самолет после приземления, предварительно освободив всех заложников.
Ее фотография после угона в 1969 году, где она улыбается, одетая в куфию и с пистолетом в руке, стала культовой, а сама Лейла Халед обрела статус знаменитого борца за свободу.
В сентябре 2020 года ее пригласили выступить на онлайн-мероприятии, организованном университетом Сан-Франциско. Бар-Лев был одним из тех, кто протестовал против этого решения.
«Я не злой человек, но для меня большой сюрприз, что она в некотором роде восхищает других, и ее приглашают, – сказал он в недавнем интервью. – Она террористка. Почему восхищаются террористами? Я спрашиваю людей: если бы кто-то, разбивший самолет 11 сентября в Пенсильвании, выжил, вы бы теперь тоже попросили его выступить в университете?»
Несмотря на возражения американских еврейских организаций, университет не отклонил свое приглашение. Однако под напором общественности компания Zoom запретила использовать их платформу. Так же поступил «Фейсбук». Youtube прекратил трансляцию мероприятия через несколько минут после начала.
Новостные организации на протяжении многих лет пытались организовать встречу Бар-Лева и Халед. Бар-Лев говорит, что встретится с ней при условии, что она ответит ему на один вопрос: послала бы она своих сыновей на смертоносный теракт для достижения политической цели?
Пока он не получил ответа.
Александра Аппельберг, по материалам зарубежных СМИ. На фото: граффити с изображением Лейлы Халед на разделительной стене в районе Бейт-Лехема. Фото: Bluewind - Own work, Wikimedia commons, CC BY-SA 3.0  https://detaly.co.il/pilot-spasshij-izrailskij-samolet-ot-ugona-vse-eshhe-boretsya-protiv-lejly-haled/
Tags: биографии, евреи и Израиль, история, люди и этносы, террор и джихад
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments