«Если бы Эйнштейн увидел сегодняшний Израиль, его сердце было бы разбито».
«Я не просто пацифист, а воинствующий пацифист. За мир я готов воевать». Это – слова Альберта Эйнштейна. Сегодня его больше всего помнят за научные открытия, теорию относительности и квантовую механику. За то, что он был первым ученым, ставшим культовой фигурой и мировой знаменитостью. И за то, что именно ему предлагали стать первым президентом Государства Израиль. Но в новом документальном фильме проливается новый свет на эту великую личность. В частности, на то, что он был бесстрашным политическим активистом. Даже зная, что его взгляды не встретят поддержки, он без колебаний высказывал их с любой сцены.
Фильм режиссера Джулии Ньюман «Альберт Эйнштейн – революционер» недавно был показан на Фестивале еврейского кино в иерусалимской «Синематеке». В фильме используется много архивных материалов и интервью с учеными, которые высвечивают именно этот аспект характера гения еврейского народа.
«Недостойное пристрастие многих моих коллег к конформизму всегда было для меня отвратительным», – сказал Эйнштейн, который завоевал мировую славу еще в 1920-х годах после того, как его теория относительности получила всеобщее признание в научном сообществе. Он стал любимцем СМИ и первой международной знаменитостью из мира науки.
«Эйнштейн был прекрасным примером политического активиста, моделью, на которую можно равняться, – говорит режиссер фильма Джулия Ньюман. – Он знал, как нажимать на правильные кнопки, как мобилизовать других себе на помощь. Он был не из тех, кто привык не высовываться. Еще в 1929 году в Германии он смело выступил за право каждой женщины самой распоряжаться своим телом, хотя в то время такие идеи были непопулярны и казались очень радикальными. Он также считал, что гомосексуалистов не следует преследовать, а нужно позволить им жить своей жизнью. Поэтому его всегда считали радикалом.
Еще в 1918 году он открыто выступил против войны, что тоже было очень непопулярным в Германии. Дошло до того, что ультраправые стали угрожать ему смертью, но он не испугался. Он уехал на несколько недель в Японию, но затем вернулся домой и продолжил бесстрашно высказывать свои взгляды. Его нельзя было заставить замолчать».
«Будет очень грустно, если придется тратить слишком много энергии на политику. Однако время от времени наступает момент, когда я не могу остановиться», – говорит Эйнштейн в фильме. Ньюман рассказывает, что в детстве он пережил немало обид на антисемитской почве из-за своего еврейства. Она приводит примеры его многочисленных выпадов против европейского антисемитизма, и также рассказывает о его отвращении к проявлениям национализма, милитаризма и расизма, которые он видел вокруг себя. В своем фильме она поясняет, что сначала Эйнштейн испугался перспективы превратиться в политическую фигуру и медийную личность, но потом очень быстро научился использовать это положение, чтобы высказывать свое мнение по актуальным вопросам и таким образом пытаться влиять на политическую реальность.
«Вначале он был умеренным пацифистом, но в 1930-х годах, после прихода Гитлера к власти, он стал, как он сам это называл, «воинствующим пацифистом», – рассказывает Ньюман. – Однако Эйнштейн был реалистом, и в какой-то момент признал, что пацифизм не может остановить нацистские танки. Он неоднократно выступал против фашизма, который он называл «детской болезнью», и неоднократно объяснял, что национализм – очень опасная штука».
Фактически, Эйнштейн был одним из немногих, кто предупреждал об опасности милитаризма и национализма задолго до Второй мировой войны, когда никто еще не предполагал, что произойдет в Европе.
Ирония судьбы состоит в том, что имя Эйнштейна, который считал себя воинствующим пацифистом, ассоциируется с изобретением самого смертоносного оружия, когда-либо созданного человеком. Теория относительности Эйнштейна открыла путь для создания атомной бомбы, а в конце 1930-х годов группа ученых убедила Эйнштейна поставить свою подпись под письмом, направленным президенту Рузвельту, с предупреждением о ядерной программе Германии и рекомендацией разработать ядерное оружие в Соединенных Штатах.
В фильме утверждается, что Эйнштейн видел опасность ядерного оружия и предупреждал, что распространение радиоактивных материалов может поставить под угрозу большие группы населения. Потом, оглядываясь назад, он сожалел о письме президенту. Увидев смертоносные последствия применения ядерного оружия в Японии, он ясно дал понять, что ученые несут на своих плечах колоссальный моральный долг, когда речь идет об их открытиях, которые могут привести к катастрофическим последствиям.
Эйнштейн всегда гордился своим еврейством и заявлял, что чувствует глубокую связь с еврейским народом. Он поддержал сионизм, посетил Иерусалим в 1923 году и вызвался собирать пожертвования для Еврейского университета. Но когда от сионизма повеяло духом национализма, он поспешил высказать свои возражения против этого.
«Эйнштейн считал, что Израиль должен служить убежищем и глобальным культурным центром для евреев. Но он полагал, что у евреев не должно быть своей политической системы, – говорит Ньюман. – Если бы Альберт Эйнштейн увидел сегодняшний Израиль, его сердце было бы разбито, потому что он считал, что еврейский народ не должен идти по милитаристскому пути. Его восприятие Израиля, на самом деле, было довольно утопичным, и многие считали его немного наивным. Например, в конце 1940-х он сказал, что, по его мнению, для Израиля было плохой идеей стать обычным государством с армией и партийно-политической системой».
«Он хотел, чтобы Израиль был более возвышенным местом. В конце концов, он принял реальность и перестал ее критиковать. Но когда его попросили стать президентом Государства Израиль, он отклонил это предложение. Он не чувствовал, что эта работа ему подходит. Он не хотел говорить от имени государства».
Нирит Андерман, «ХаАрец». Ц.З.
На фото: Альберт Эйнштейн в 1921 году.
Фото: Ferdinad Schmutzer. Wikipedia public domain.˜ https://detaly.co.il/esli-by-albert-ejnshtejn-uvidel-segodnyashnij-izrail-ego-serdtse-bylo-by-razbito/