МОЯ ЖИЗНЬ ОСТРОСЮЖЕТНЕЕ СЕРИАЛА «КАРТОЧНЫЙ ДОМИК»
АВИГДОР ЛИБЕРМАН.
Беседовал: Марк Новиков.
АВИГДОР ЛИБЕРМАН.
МИНИСТР ОБОРОНЫ ИЗРАИЛЯ (2016–2018)Министр иностранных дел в двух составах правительства Израиля, депутат Кнессета,
лидер политической партии «Наш дом Израиль».
Живёт в поселении Нокдим в Иудейской пустыне.
Мы встречались с Авигдором Либерманом в разные периоды его карьеры: и в бытность министром в коалиционном правительстве, и когда его партия оказалась в оппозиции. Он всегда сдержан и позитивен. В этот раз мы беседовали в новом офисе партии в Модиине. Просторный светлый кабинет украшен фотографиями семьи, заставлен книгами. Когда я вошел, г-н Либерман досматривал выпуск новостей – речь шла об очередной волне терактов в Европе.
МосТ: Как раз хотел начать с Европы. Что там, на ваш взгляд, сейчас происходит? В чем причины новой волны терактов?
Авигдор Либерман: В Европе накладывается одно на другое. С одной стороны, есть большой поток эмигрантов, нелегалов со всего мира, и европейцы показали полную неспособность справиться с этим потоком. Но главное не это. Главное – это полное отсутствие интеграции: язык, культура, ментальность. Это вызывает социальные трения и напряжение. Кроме того, в Европе нет эффективной системы борьбы с террором – ни с оперативной точки зрения, ни с судебной, ни с точки зрения эффективного наказания. Для многих террористов европейская тюрьма – это долгожданный дом отдыха.
МосТ: Давайте немного отойдем в сторону от политики, у меня к вам личный вопрос: как ваша жизнь изменилась из-за пандемии?
Авигдор Либерман: Почти никак. Я продолжаю работать в полном объеме, в нормальном режиме. Кроме того, что я заработал десятидневный отпуск, когда мне пришлось зайти в изоляцию (*смеется).
МосТ: И как вы его провели?
Авигдор Либерман: Мне это было очень полезно. Я не помню, когда я последний раз десять дней подряд проводил дома. Я работал из дома, занимался спортом, читал, писал что-то.
МосТ: А как вы относитесь к этим изменениям: работа из дома, тотальная цифровизация и пр.
Авигдор Либерман: Мир перевернулся. Дети в первом классе проходят обучение по Zoom. Не то чтобы оно было очень эффективным, но тем не менее. Многие поняли, что можно работать из дома, и офис не нужен. Более того, не нужно никуда летать.
У МЕНЯ ЕСТЬ БОЛЬШОЙ БАЛКОН, ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ ТАМ ОДИН В ТИШИНЕ ПОД ЗВЕЗДАМИ И ДУМАТЬ. ЭТО МОИ САМЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ БРЕЙНСТОРМИНГИ
МосТ: А ваше личное отношение с цифровым миром, оно изменилось? Вы стали больше пользоваться гаджетами, интернетом?
Авигдор Либерман: Вообще нет.
МосТ: А почему?
Авигдор Либерман: Я люблю свободу, для меня важно чувствовать себя свободным человеком. Я живу в Иудейской пустыне больше 30 лет. Люблю, когда приезжаю домой, отключаться от всего. У меня есть большой балкон, люблю сидеть там один в тишине и думать. Это мои самые эффективные брейнсторминги. На балконе со звездами – вот мой «интернет». Знаешь, с полуночи до трех утра – самое лучшее время размышлений для меня. Никто не мешает, никакого отзвука цивилизации.
МосТ: А как вы потребляете информацию?
Авигдор Либерман: Я не люблю гаджеты и интернет. Опять же, у меня вот такой примитивный телефон (*показывает черно-белую Nokia).
МосТ: Я обратил внимание. А как же работа? Сейчас же интернет – основной источник информации. Как вы следите за новостями? Распечатываете на бумаге?
Авигдор Либерман: Да, у меня есть пресс-секретари.
МосТ: И этого хватает?
Авигдор Либерман: Вполне.
МосТ: Я вам даже завидую. Многим не помешал бы цифровой детокс.
Авигдор Либерман: Да, это нужно. Я вижу по своим сыновьям: у них вся жизнь в телефоне. Календари, банковские счета, все эти приложения. Они живут там. Я их всегда предупреждаю – когда приезжаете ко мне домой, пожалуйста, все гаджеты оставляйте за дверью.
МосТ: Скажите, а если бы не политика, чем бы вы хотели заниматься в жизни?
Авигдор Либерман: В политике я человек случайный, до сих пор не понимаю, как я там оказался (*смеется).
Я в юности мечтал быть сценаристом. Писал и сценарии, и пьесы еще в Советском Союзе. Первые годы после репатриации немножко печатался и тут, и в Париже в разных изданиях. Была такая русская эмигрантская газета – «Русская мысль».
МосТ: Это были художественные произведения?
Авигдор Либерман: Да, я всерьез думал об этой карьере. Однажды один из самых больших израильских продюсеров, мой близкий приятель, предложил написать сценарий. Я написал небольшой набросок. Он загорелся: «Давай, будем работать!».
МосТ: Почему не вышло?
Авигдор Либерман: Я не стал продолжать. Не верю в любительство. Для таких решений нужно полностью поменять образ жизни.
МосТ: Не жалеете?
Авигдор Либерман: Нет, знаешь, у меня жизнь, куда более интересная, чем любой остросюжетный голливудский фильм (*смеется).
МосТ: А если кто-то снял бы фильм о вашей жизни, как бы он назывался?
Авигдор Либерман: Не знаю, но был бы бестселлером точно (*смеется).
МосТ: Планируете автобиографию писать?
Авигдор Либерман: Иногда смотрю на себя со стороны и сравниваю с сериалами типа «Карточного домика». Моя жизнь куда более остросюжетна.
МосТ: Вы сейчас пишете что-то?
Авигдор Либерман: Пишу, беллетристику. Выпускать пока не планирую.
МосТ: C кем вы обычно советуетесь, когда надо принять какое-то серьезное решение?
Авигдор Либерман: Во-первых, у нас есть команда в партии, с которой я советуюсь. Но я вам честно скажу, что основные мои советчики – это звёзды с 12 до 3 ночи (*улыбается).
МосТ: Вернемся к актуальным событиям. Раз в несколько месяцев в Израиле вспыхивает очередной скандал относительно «Закона о возвращении» и «Закона о дарконах». В чем причина?
Авигдор Либерман: Основная причина – это ненависть нескольких левых и правых радикалов по отношению к русскоговорящим. Новые репатрианты часто уезжают обратно или в другие страны. Я обратился во все посольства Евросоюза. Примерно полмиллиона израильтян получили паспорта европейских стран за последние годы. Польша, Португалия, Румыния, Венгрия, Чехия, Словакия, Латвия, Литва, Германия… Зачем это нужно израильтянам? Облегчить перемещение по Евросоюзу, обучение в университетах, еще какие-то привилегии. Зачем это нужно европейским государствам? Потому что они понимают, что это дополнительный стимул приехать к ним в страну, купить недвижимость, путешествовать. Всем это выгодно. Основания у израильтян, порой, сентиментальные: чья-то бабушка или прабабушка, или прадедушка когда-то жили, например, в Польше, а потом переехали в Израиль. Не стоит забывать, что самый еврейский город в мире находится не в Израиле – это Нью-Йорк. В США живут 600 тысяч коренных израильтян. Это, очевидно, никому не мешает. Параллельно с этим примерно треть израильтян, проживающих в Израиле, не несут никаких обязательств по отношению к государству: не служат в армии, практически не платят налоги и пр. Удобно искать проблему в русскоязычных репатриантах, не видя главных проблем.
НЕСМЕНЯЕМОСТЬ ВЛАСТИ МЕНЯЕТ ЛЮДЕЙ КАРДИНАЛЬНО И НЕ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ
МосТ: Треть?
Авигдор Либерман: Да, треть – это арабское население и ультраортодоксы. Они не служат в армии, не идут даже в альтернативную службу. Большая часть из них или не работает, или работает “по-черному”. Это никого не смущает. Но это, конечно, тема большого разговора.
МосТ: Говорят, вы с премьер-министром Нетаньяху были близкими друзьями, а сейчас какие у вас отношения?
Авигдор Либерман: Долгое пребывание у власти портит людей. Говорят, лидеров всегда сводили с ума три вещи: власть, деньги и женщины. Начиная с древнего мира до сегодняшнего дня ничего не изменилось. Несменяемость власти меняет людей кардинально и не в лучшую сторону. Нетаньяху в 1988 году, когда мы познакомились и работали вместе, и сегодняшний Нетаньяху – это два совершенно разных человека, общее – это только номер теудат-зеута (паспорта – прим. ред.). Отношений нет.
МосТ: Судя по всему, нас ожидает большая волна алии в ближайшее время. Что бы вы могли посоветовать новым репатриантам?
Авигдор Либерман: Я хотел бы сказать, что Израиль – это страна неограниченных возможностей. Больше, чем США. Я приехал сюда в возрасте 20 лет, на второй день начал работать грузчиком в аэропорту, без знания языка, без знакомств, без денег, без связей. Если я из грузчика смог стать министром обороны, министром иностранных дел, вице-премьером, значит, и вы можете. Но только, если настроены решительно. Все остальное уже неважно.
https://mostlv.com/avigdor-liberman/ https://rishonim.info/220698-2-moya-jizn-ostrosyujetnee-seriala-kartochniy-domik/