Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

«Это были не люди, это был груз»

Ebensee_concentration_camp_prisoners_1945-Wikipedia-public-domain
«Это были не люди, это был груз»
Борис ЕнтинБорис Ентин.
В этот день 50 лет назад, 22 декабря 1970 года, суд присяжных в Дюссельдорфе признал бывшего коменданта Треблики и Собибора Франца Штангля виновным в совершении военных преступлений и соучастии в убийстве 400 тысяч человек. Он был приговорен к высшей мере наказания, предусмотренной Уголовным кодексом ФРГ – пожизненному лишению свободы.


Штангль виновным в убийстве себя не признал. Он утверждал, что его совесть чиста, поскольку он выполнял свой служебный долг и не имел никакого преступного умысла. «В полицейской академии в Линце нас учили, что любое преступление содержит четыре элемента: объект, субъект, действие и намерение, – говорил Штангль, обращаясь к присяжным. – Если один из этих параметров отсутствует – значит, речь не идет о преступном деянии. Обратимся к моему случаю: субъектом здесь является правительство Германии, объектом – евреи. Наличествует и действие – умерщвление газом. Но четвертый элемент – намерение, которое можно также назвать свободной волей, здесь отсутствует. Следовательно, никакого преступления я не совершал».
Суд над Штанглем продолжался семь месяцев. За это время присяжные выслушали показания около двадцати свидетелей. Среди них были евреи – чудом уцелевшие узники концлагерей и поляки, работавшие в окрестностях Треблинки и Собибора. Их рассказы трудно было слушать без содрогания. Когда свидетель Элиягу Розенберг из Бат-Яма начал рассказывать, как он извлекал из газовых камер сотни трупов людей, только что живыми прошедших перед его глазами, в зале суда раздались рыдания и истерические крики. У дюссельдорфских старшеклассников, которых привела на процесс их учительница, не выдержали нервы. Розенберг прервал дачу показаний. Заплаканных подростков вывели из зала. После этого слушания возобновились.
Вынесенный ему пожизненный приговор Штангль отбывал в тюрьме Дюссельдорфа. Здесь его стала навещать британская журналистка австрийского происхождения Гитта Серени. Она провела серию интервью с Штанглем, которые впоследствии легли в основу ее книги «В эту тьму».

В беседах с журналисткой бывший комендант Треблинки и Собибора повторял все то же, что он говорил на суде. Да, в концлагере совершались массовые убийства, но участия в них он принимал, и воспрепятствовать им никак не мог. Поэтому, утверждал Штангль, он не испытывал никаких мук по этому поводу. «В тот день, когда я приехал принимать дела в Треблинку, я обошел весь лагерь. Меня сопровождал покидающий пост коменданта Кристиан Вирт. В какой-то момент мы увидели ямы, наполненные разлагающимися человеческими телами. Но я не видел за ними людей. Это были просто черные или голубоватые куски мяса. Вирт спросил меня: «Что нам делать с этой свалкой?» Я сказал, что надо подумать. Никаких чувств я при этом не испытывал. Это были не люди, это был груз».
Книга Гитты Серени вышла в свет уже после смерти Штангля. Бывший комендант Собибора и Треблинки умер в тюрьме в июне 1971 года, 7 месяцев спустя после вынесенного ему приговора.
Борис Ентин, «Детали»˜
Фотоиллюстрация: освобожденные узники концлагеря.
Фото: Wikipedia public domain 
https://detaly.co.il/eto-byli-ne-lyudi-eto-byl-gruz/
Tags: антисемитизм, биографии, евреи и Израиль, история, люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments