Давид (bolivar_s) wrote in hist_etnol,
Давид
bolivar_s
hist_etnol

Categories:

Бегство из Шербура: дерзкая операция израильских ВМС

2saar311lnch_Wiki_public
Бегство из Шербура: дерзкая операция израильских ВМС
Борис ЕнтинБорис Ентин.
В этот день 51 год назад, 25 декабря 1969 года, израильские моряки угнали из французского порта Шербур 5 ракетных катеров. Они были построены здесь по заказу Израиля, и деньги за них уже были перечислены производителю. Но поставка катеров стала невозможной после того, как президент Франции Шарль де Голль ввел полное эмбарго на поставки оружия еврейскому государству.


Контракт на поставку 12 ракетных катеров израильскому военно-морскому флоту был подписан с Францией в 1965 году. Но в разгар кризиса, предшествовавшего Шестидневной войне, де Голль ввел эмбарго на поставки оружия на Ближний Восток. Для арабских стран, бесперебойно снабжавшихся советским вооружением, это решение особого значения не имело. Но по израильской армии оно ударило очень больно. Боевая техника из Франции, в том числе истребители «Мираж», составляла значительную часть ее арсенала.
Тем не менее, Шестидневная война завершилась для Израиля благополучно, а строившиеся в Шербуре катера под введенное де Голлем эмбарго не попали. Но еще до того, как первый из них бы передан Израилю, советскими ракетными катерами уже обзавелись египетские военно-морские силы. 21 октября 1967 года они подбили в Средиземном море израильский эсминец «Эйлат». 47 моряков, находившихся на борту затонувшего судна, погибли, 91 был ранен.
До конца 1968 года Франция поставила Израилю 5 ракетных катеров. Но 26 декабря палестинские террористы атаковали самолет авиакомпании «Эль-Аль» в Афинах, а через день израильский спецназ провел акцию возмездия в международном аэропорту Бейрута, уничтожив 14 пассажирских лайнеров. Совет безопасности ООН осудил эти действия, а Франция по собственной инициативе ужесточила оружейное эмбарго, запретив поставки Израилю любой боевой техники.

Еще до того, как это решение вступило в силу, Израиль успел вывести из Шербура два построенных по его заказу судна. Но пять катеров, спущенных на воду в течение 1969 года, так и остались стоять на приколе. Франция начала искать для них новых покупателей.
Для Израиля это было больше, чем вопрос принципа или потерянных денег. Без зависших во Франции катеров задача противостояния египетскому флоту крайне усложнялась. Решить вопрос с помощью переговоров оказалось невозможным. Тогда премьер-министр Голда Меир приняла решение вызволить суда из Шербура путем спецоперации.
Для ее проведения была создана подставная норвежская фирма, якобы добывающая нефть. Она заключила контракт на покупку предназначавшихся для Израиля катеров. Затем во Францию под видом норвежцев прибыли сотни израильских военных моряков. Они начали осваивать закупленную их «фирмой» технику, готовясь в условленный день увести ее из Шербура.
Во избежание ареста в зарубежных портах, а также чтобы не перегружать катера топливом, было решено организовать две дозаправки в открытом море. Для их проведения военно-морской флот позаимствовал два корабля израильской судоходной компании "ЦИМ".

В рождественскую ночь, 25 декабря, пять катеров с потушенными сигнальными огнями покинули шербрускую гавань и вышли в отрытое море. Сначала они проследовали в северном направлении, а затем взяли курс на Гибралтар. Их исчезновения поначалу никто не заметил.
Только в середине дня 25 декабря во французскую полицию поступило сообщение о загадочной пропаже катеров. Но, поскольку все происходило во время рождественских праздников, по горячим следам никто никаких мер не принял. Скандал разгорелся только 28 декабря, когда исчезнувшие из Шербура ракетные катера были замечены в Средиземном море. Они явно не направлялись в Норвегию.
Франция заявила Израилю решительный протест. Израильский посол в Париже был вызван на ковер в МИД. В свою очередь, министр иностранных дел Израиля Абба Эвен сделал успокаивающее заявление. Он пообещал, что угнанные катера будут использоваться исключительно для гражданских нужд. Но к этим словам уже никто не прислушивался. Было очевидно, что Израиль сумел настоять на своем и заполучить необходимые ему военные суда.
Катера, угнанные из Шербура, прибыли в Хайфу 31 декабря. В порту их встречала восторженная толпа. Около полугода катера простояли в гражданской гавани. А затем, когда о шербурском инциденте стали забывать, их перевели на военно-морскую базу и оснастили противокорабельными ракетами. Катера принимали участие в войне Судного дня и в Первой ливанской войне и были сняты с вооружения в конце 80-х годов.

Борис Ентин, «Детали»˜
На фото: спуск на воду ракетного катера Saar3.
Wikipedia public domain.
На врезке: 3 из 5 катеров в хайфском порту. Фото: Моше Мильнер, GPO 
https://detaly.co.il/begstvo-iz-sherbura-derzkaya-operatsiya-izrailskih-vms/
Tags: евреи и Израиль, история, люди и этносы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments